новости 6 ноября 2014 16:09

Человеческую память забетонировать нельзя

30 октября в микрорайоне Переборы состоялся традиционный митинг в память о жертвах политических репрессий. В нем приняли участие представители администрации Рыбинска, депутатского корпуса, общественных организаций, учащиеся и педагоги городских школ. Возле закладного камня, на месте будущего мемориала узникам Волголага, был отслужен поминальный молебен, а к его основанию возложены алые гвоздики.

DSC_6943Страшная легенда гласит, что при сооружении рыбинских шлюзов еще живыми были забетонированы доходяги-строители из числа политзаключенных, сорвавшиеся с верхотуры в котлован. Документальных подтверждений этому нет. Невозможно также подтвердить и то, сколько на самом деле узников Волголага было расстреляно за провинности и при попытке побега, умерли от истощения, избиений, болезней и непосильного труда. На митинге озвучили цифры: от 120 до 180 тысяч человек. Память о них забетонировать нельзя. Об этом  уже двенадцать лет напоминает гранитная глыба, установленная при въезде в Переборы рядом с узкоколейкой, по которой с 1935-го по начало 1953 года в один из самых жутких лагерей архипелага ГУЛАГ приходили эшелоны с заключенными. Памятная доска на граните гласит: «Сей камень есть начало мемориала жертвам Волголага».
Глобальным монументом им – известным и безымянным – являются колоссальные сооружения Угличской и Рыбинской ГЭС и Рыбинское водохранилище. Еще один памятник – это здание при въезде на плотину ГЭС. На фронтоне над аркой увековечены созидатели – девушка-комсомолка и рабочий-коммунист. Однако изображенный в камне 35-летний рабочий вовсе не был коммунистом. Осужденный по пресловутой 58-й статье Алексей Слепнёв – из числа политзаключенных Волголага.
DSC_6906Будучи инженером, он отвечал за выполнение железобетонных работ при сооружении монумента «Мать-Волга», который был установлен на дамбе в преддверии рыбинских шлюзов летом 1953 года. Помимо создания этой центральной фигуры, московскому архитектору Сергею Шапошникову поручили выполнить также малые скульптурные формы, отражающие дух коммунистического созидания. Приступая в 1952 году к барельефу на фронтоне здания Рыбинского гидроузла, архитектор использовал в качестве типажей реальных людей. Натурщицей для женского образа стала девушка по имени Тамара – секретарь комсомольской организации, для мужского образа архитектор присмотрел энергичного красавца-инженера с типично русскими чертами лица. При этом оба рисковали. Прознай начальство про такое художество – архитектор получил бы выговор, а Алексей Слепнёв — новый срок вдогонку к отбываемому. Но тайну удалось сохранить до времен горбачевской перестройки, когда стало возможно говорить про ГУЛАГ. Вот тогда-то и открылось, что в Волголаге отбывали заключение честь и гордость русского и советского искусства Наталья Сац – руководитель Московского театра для детей, режиссер и поэт Сергей Радлов вместе с женой Анной Радловой – поэтессой Серебряного века, а также корифей рыбинской поэзии Николай Якушев. Их портреты держали в руках учащиеся средней школы №15, где под руководством учителя русского языка и литературы Татьяны Руденко создана историко-краеведческая музейная экспозиция, посвященная Волголагу.
На одном из портретов был изображен бравый офицер Ким Катунин.
DSC_6884Ким Васильевич оказался в Переборах зимой 1944 года. Его отправили в Волголаг прямо с передовой за сказанную в компании фронтовых товарищей фразу: «Может, и войны не было бы, если бы был жив Ленин». Особисты усмотрели, что восемнадцатилетний офицер-десантник сомневается в непобедимости товарища Сталина.
Ким Васильевич выжил в аду, сотворенном людьми на земле. А холодным летом 1953 года, когда Волголаг ликвидировали, Ким Катунин спас от уничтожения в пароходной топке 36 папок с лагерными документами. Спустя сорок лет эти подлинники террора против собственного народа стали ложиться в основу газетных и журнальных публикаций, написанных самим Кимом Катуниным и в соавторстве с ним. Ким Васильевич, не перегибая палку, рассказывал, как работал конвейер смерти в Волголаге, как вертухаи издевались над ним, обнаружив во время шмона его стихи на листах из-под бумажных мешков. Случилось чудо – эти стихи сохранились и в середине 90-х годов были возвращены Киму Катунину из архива Ярославского УВД.
Он и сам был героем многих публикаций. О нем снят документальный фильм «Невостребованные души», вышедший в Финляндии.
На протяжении четырех лет ежегодно 30 октября на митингах возле закладного камня в память о жертвах Волголага звучали воспоминания Кима Катунина. И вот уже седьмой год на митингах памяти звучат рассказы об этом удивительном человеке, которого больше нет с нами.
Сейчас в Рыбинске проживают семь человек, прошедших через ужасы Волголага. Почтенный возраст и недуги не позволили им принять участие в мемориальных мероприятиях. Но к закладному камню пришли их родственники и дети, которые когда-то на себе познали, что значит быть детьми «врагов народа».
Зое Крыловой шел четвертый год, когда по вымышленному поводу в 1939 году арестовали ее отца Михаила Болотова – работника завода №26 (ныне – ОАО «НПО «Сатурн»). В 1942 году он умер в воркутинском лагере. Место его захоронения до сих пор неизвестно.
Izvestiya_086_IzvestiyaУ Людмилы Мержвинской в конце 20-х годов попала под раскулачивание мама Зинаида Александровна. Вместе с родителями и тремя братьями ее выгнали из добротного крестьянского дома рьяно взявшиеся за дело сельские комсомольцы. Всё отобрали – лишь некоторые пожитки разрешили связать в узелки. Изгои обосновались в Рыбинске в Запахомовском районе. Там ее мать обрела семейное счастье, повстречав Ивана Мержвинского, который трудился на кожевенном заводе.
В 1937 году отца арестовали в первый раз. Спустя пять месяцев отпустили, видимо, другие заботы тогда были у сталинских палачей. Но в феврале 1938 года за ним пришли повторно. На этот раз следователя чрезмерно заинтересовали польские корни Ивана Мержвинского. Его обвинили в связях с польской разведкой, осудили и отправили на Печору сплавлять лес. Там отец умер в годы войны от подагры. В мае 1945 года все радовались Победе, а ее мать плакала об отце, получив справку о смерти.
Директор департамента по социальной защите населения городской администрации Владимир Куликов отметил значимость происходящего события:
– Историческое беспамятство, забвение, искажение истории приводят к большой крови, что сегодня выразилось в страшной трагедии на Украине. День памяти важен для молодых людей, которые входят в жизнь. Важно помнить о том, что когда-то происходили такие события, чтобы они не повторились вновь.
В 2006 году был объявлен открытый конкурс на лучший эскизный проект памятного знака жертвам политических репрессий в Рыбинске. По итогам голосования победил проект рыбинского художника Александра Жданова. Два железобетонных пилона разорваны белой аркой с памятным текстом. В «разрыве» – позолоченный купол, увенчанный крестом, устремляющимся ввысь на двадцать с лишним метров, словно глава часовни. Под аркой – колокол, он будет звонить в памятные дни. Рядом – насыпь, рельсы и на них вагон-теплушка, при виде которого сжимается сердце. На таких привозили в Волголаг политзаключенных со всего Союза. Стоимость проекта по тем временам – свыше 5 млн. рублей.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме