новости 12 ноября 2014 12:25

Поймать за хвост жар-птицу…

Минувший выходной вновь подарил Рыбинску встречу с удивительным петербургским музыкантом Егором Стрельниковым, редким мастером игры на гуслях, композитором и исполнителем былин и духовных песен.

IMG_4545 1Гусляр всея Руси снова приехал в наш город с легкой руки рыбинского фолк-музыканта Мити Кузнецова. Но в этот раз Митя пригласил любителей народной музыки не в свою заволжскую «ЭтноКузню», а в Рыбинский музей-заповедник с его прекрасной акустикой, с живым дыханием истории. Прекрасное место для особого — юбилейного — концерта. Егору недавно исполнилось 50 лет. Не случайно он вышел на небольшую импровизированную сцену в нарядной льняной рубахе, расшитой красным шелком и золотом. Взял в руки гусли звончатые, и зазвучали струны дивными переливами, словно волны, накатывающие к берегу сказочного острова Буяна, или веселый праздник в белокаменном городе…
Он родился в Запорожье, отец – украинец, мама – русская сибирячка. После службы в армии Егор уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться по классу классической гитары. И однажды, приехав туристом в Великий Новгород, он впервые услышал ансамбль гусляров. Его поразило звучание гуслей, найденных здесь и отреставрированных мастером Владимиром Поветкиным. Егор учился игре на гуслях, осваивал разные гусельные школы в Новгороде – в культпросветучилище, институте культуры и консерватории, в Пскове – в музыкальном училище.
Первые же его концерты показали: в России появился настоящий гусляр-самородок, виртуозно владеющий древним инструментом. Стихия живых струн гуслей, их волшебство и многотембровая глубина, жажда овладеть всеми тонкостями и приёмами игры привели Егора Стрельникова к знаменитому мастеру Дмитрию Локшину. У него в течение пяти лет он брал уроки.
«Я первый раз появился у него в 1991 году. Когда он меня увидел, сказал: вот, ты — Иван Царевич! Я фанатично отнесся к его школе, и он признал меня тогда единственным учеником», — рассказывает Егор.
Искусство инструменталиста обрело еще большую силу, когда наполнилось звучанием живого слова. Так он стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси. С этого времени вся жизнь Егора потекла совершенно иначе. Главными духовными ценностями для него стали истины православной веры, которой проникнута древняя русская культура. Именно тонкое, особо проникновенное звучание гуслей, глубокий смысл духовных стихов и былин отозвались в его душе желанием посвятить себя искусству, глубоко нравственному, очищающему сердце и просвещающему ум.
Их немного в Москве, настоящих гусляров, но он с великим удовольствием общается и работает вместе с Валерием Гараниным, Андреем Байкальцем, Любовью Басурмановой, Василием Жданкиным, Евгенией Смоляниновой. Своих единомышленников он собрал в ансамбле гусляров «Живая вода».
С не меньшей силой проявился в нем и талант звонаря. Егор работал на звоннице Свято-Данилова монастыря в Москве, совершенствуясь и в этом искусстве. Дипломант Всероссийского конкурса звонарей стал желанным гостем на звонницах  и колокольнях Храма Христа-Спасителя, Сергиевой лавры, Николо-Сольбенского монастыря в Переславском районе и других православных храмов. А в гусельных переборах Стрельникова зазвучали имитации колокольных звонов. Вот и в этот раз они слышатся в древней духовной былине времен Киевской Руси, содержание которой на удивление перекликается с сегодняшними событиями на Украине.
В руках у Егора – гусли, сделанные по старинным технологиям, как и те, что сохранились в Псковской области и в Москве. Но стрельниковский инструмент вдвое больше, чем его древние предки, что позволило значительно расширить звуковые, тональные возможности, сделать звучание струн особенно щедрым.
А потом  – русская колыбельная, украинские колядки, детские считалочки… Когда же Егор берет в руки современные, как он называет, экспериментальные гусли, со струн мягко стекает на редкость красивая музыка в современном стиле фьюжн, которая кажется импровизацией. «Всю жизнь играть в одном стиле мне неинтересно, — признается Егор. — В 1993-м я встретился с мировым гитаристом Иваном Смирновым. Его философская музыкальная мысль вдохновила меня, и я стал сочинять сам. Кто-то называет этот стиль фьюжн».
Но сколь бы новой ни была его музыка, в ней непременно звучит русская этника: «Я могу точно воспроизвести старинную былину, но сделаю ее в современной переработке. Это уже авторское искусство, но элементы в нем во многом этнические. Без этники музыки будущего нет. Вот смотрите, тот же джаз, он рожден на старой британской музыке, рок-н-ролл – на блюзе и кантри, рэп – та же африканская музыка…».
Могло ли быть иначе – однажды судьба свела Егора с фолк-музыкантом Митей Кузнецовым. Его виртуозное  владение множеством народных инструментов, особо чуткая интерпретация народных напевов, замечательный талант композитора и аранжировщика известны и признаны профессиональными любителям фолка в России. По сей день страна заслушивается дивными песнями рыбинской фолк-группы «Седьмая вода», в которой работал Митя. Он был создателем совместного фолк-проекта с группой «Разнотравие», участвовал во многих международных фестивалях, записал несколько сольных альбомов с народной музыкой и русскими народными сказками. Сфера музыкального творчества Мити Кузнецова распространяется не только на русскую, но и на всю мировую традиционную музыкальную культуру, о чем говорит его постоянное сотрудничество с европейскими кинорежиссёрами. Он записал и издал оригинальную музыку к документальным фильмам о культуре и природе Америки, Китая, Шотландии и других стран.
Творческий тандем Мити Кузнецова и Егора Стрельникова оказался на редкость удачным. Вместе музыканты записали два альбома «Яко по морю» и «Сила по силе».
«Самое главное и первое условие любого совместного творчества – это человеческие отношения.  Если мы друг друга чувствуем, понимаем, мы двигаемся. Со стороны посмотришь — с замечательными музыкантами можно, казалось бы, много сделать гениальных вещей, а по-человечески мы не можем состыковаться. Тот же Ричард Блэкман. Я мог бы с ним сделать многое. Но нет, не получилось. В Москве есть серьезные музыканты, целый «фьюженный» проект с ними наметился, но им нужны деньги, а у меня их нет, а у них нет времени на некоммерческую музыку. Вот я и варюсь в собственном соку. А с Митей у нас все получается… — признался питерский гусляр. — Я задумал серию детских аудиальбомов с приложением видео в разных регионах страны, в каждом – свой репертуар. Эти песни легко освоят дети, даже далекие от музыки, – колядки, считалочки, пасхальные песни, а еще вполне известные, к примеру, та же «Катюша», «Ах вы, сени, мои сени»… Может, с Ярославского региона и начнем. Я уже предложил Мите новый совместный проект».
Егор редко выходит на большие концертные сцены, выступает чаще по просьбе друзей, большей частью для православных слушателей. Да и сам ничего не начинает без молитвы, каждое выступление – с благословением священника. Добиться исключительно коммерческой выгоды он не пытается.
— Около 30 лет странствую по стране, бродяжничаю, слушаю музыку, слушаю людей. Страсть – как губка вбирать в себя жизнь, этнокультуру. В Сербию ездил, хочу побывать в Грузии… Жизнь перевалила за пятый десяток, и я сейчас кардинально пересматриваю свое творчество, качество музыки серьезно меняется в лучшую сторону. Сейчас период зрелого возраста, когда можно в полном виде себя раскрыть, так что буду много работать.  Это то время, когда я жар-птицу могу за хвост поймать, с точки зрения творчества.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме