По данным опроса, каждый пятый заемщик не сравнивает предложения банков, а каждый третий — предпочитает воспользоваться кредитными предложениями в торговых центрах.
Выбирая кредит, каждый пятый россиянин (18%) не сравнивает предложения различных банков, а отдает предпочтение первому попавшемуся финучреждению. Каждый третий заемщик (28%) предпочитает воспользоваться кредитами, предлагаемыми в торговых точках. Менее половины граждан (49%) ориентируются при выборе ссуды на общую сумму переплаты, а не на процентную ставку, но так в основном поступают люди в возрасте до 24 лет. Об этом говорится в обзоре Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).
— В случае с «длинными» кредитами вроде ипотечного займа или автокредита потребители, по сути, являются заложниками продавца — выбор, который дает автосалон или риэлтор, как правило, невелик, — комментируют результаты опроса эксперты. — Выбирая из 2-3 банков, заемщик с высокой долей вероятности отдаст предпочтение банку, с которым его уже связывают какие-либо отношения, например зарплатная карта или вклад. Фактором выбора также может стать и наличие отделения рядом с домом или работой.
Подобная пассивность россиян может объясняться отсутствием понимания того, что они могут обратиться в другой банк, а также своего рода финансовым фатализмом: потребители осознают, что их уровня базовой финансовой подготовки недостаточно для того, чтобы сравнивать предложения разных банков и, следовательно, нет смысла тратить на это время и силы.
Клиент, которому нужен кредит, менее требователен к банку, чем вкладчик, который несет деньги в банк: рассуждения граждан в данном случае сводятся к тому, что всё равно, кому платить.
— Кредиты в торговых точках люди берут на эмоциях, — говорят эксперты. — По статистике, доля спонтанных некрупных покупок превалирует. И если ценность покупки в данный момент выше, чем желание сэкономить, то человек оформит кредит прямо на месте.
Уровень финансовой грамотности россиян по-прежнему остается низким. Исследование, которое проводила Высшая школа экономики, показало, что 20% россиян подписывают кредитный договор после прочтения вне зависимости от того, понимают они его текст или нет, а еще 10% вообще не читают текст договора. Кроме того, четверть респондентов считают, что взятый в банке кредит можно не возвращать.