На 12 декабря в Рыбинском театре драмы намечена премьера знаменитой булгаковской «Зойкиной квартиры». Ставит ее приглашенный режиссер Петр Орлов. Это его пятая постановка на рыбинской сцене. «Волки и овцы» по Островскому – с особенно удачной судьбой: спектакль собирает полные залы и призы на престижных всероссийском и международном фестивалях. В интервью нашей газете режиссер рассказывает о фантастическом реализме, терракотовой армии и свободе выбора.
— Петр Гарриевич, рыбинский зритель уже успел посмотреть четыре спектакля в вашей постановке, все они разные, но, так или иначе, комедийного характера. Жанр «Зойкиной квартиры» в афише тоже обозначен как комедия. В чем особенность премьерной работы?
Булгаковым жанр обозначен как трагический фарс. Я не могу сказать, что мы гонимся за словом «комедия» и стараемся развлекать. Хотя вещь, безусловно, игровая, яркая, с характерами, прописанными автором с гротеском. Это пьеса-размышление о том, куда движется наша бедная Родина, что нам всем делать, как быть, как ощущать себя в сегодняшней реальности. «Зойкина квартира» была написана на злобу дня по заказу театра Вахтангова, школу которого я закончил (театральный институт имени Щукина). Это была пародия на НЭП, но поскольку она была написана великим человеком, то сегодня поворачивается новой гранью и звучит потрясающе современно! Одни из действующих лиц, которые не то чтобы меняют – взрывают ситуацию, это китайцы.
— Переклички с современностью сыграли роль при выборе пьесы?
— Вообще, не я выбирал пьесу, это было предложение театра. Отказаться от него было, конечно, невозможно, поскольку материал потрясающий. Это счастье, когда есть возможность заниматься серьезными вещами, а не только легким жанром. Когда берешься за такую пьесу, то задаешь сам себе и артистам вопрос: а зачем мы ставим ее сегодня?
— Вы нашли ответ, зачем?
— Потому что эта пьеса ставит перед нами вопрос выбора: как жить, кем быть, как себя сохранить, не растерять в сегодняшнем времени. Каждый решает сам, куда он идет – в Европу, Китай или остается в России самим собой. Эти вопросы волнуют меня, артистов, с которыми я работаю, а раз так, то почему это не может волновать других думающих людей? А их очень много, в том числе и в Рыбинске.
— В одном из интервью актеры рассказали, что у вас довольно-таки интересная методика работы над спектаклем. Вы не навязываете им своего видения материала, предоставляя полную свободу в работе над ролью.
— Я не могу назвать это «методой», хотя, конечно, любому режиссеру льстит, если сказать: «Ваш метод работы…» Красиво звучит. Я предлагаю артистам идею, концепцию, повод для размышления, внутренней загрузки. Великий режиссер Товстоногов говорил, что если я знаю, как поставлю эту пьесу или как сыграет этот артист, то никогда в жизни не беру ее и не назначаю этого актера на эту роль. Просто поставить пьесу, наверное, самое элементарное, а вот найти в ней что-то неожиданное можно только с помощью Его Величества Артиста. Как бы режиссер ни изощрялся, если артист не сыграет, то никто его замысла не поймет. Вырастить в артисте именно ту ноту, именно ту краску, именно то действие – вот что интересно.
— Поделитесь, как у вас проходит кастинг? Много актеров пробуете на роль?
— Безусловно! Сейчас так произошло с ролью Аметистова. Многие замечательные артисты пробовались на нее, и знаю, замечательно бы ее сыграли. Но вот появился новый человек – Николай Шишигин, который недавно работает в Рыбинске, я его никогда не видел на сцене.
И он прочел эту роль так, что все поняли: это именно то булгаковское существование, попадание в роль точное. Думаю, это будет открытие и для рыбинской публики.
— Кто еще занят в спектакле?
— Практически вся труппа.
В главных ролях – Алла Смоленкова, Володя Калюкин, Алексей Батраков.
— Что такое в вашем понимании «булгаковское существование»?
— Один из величайших, на мой взгляд, реформаторов сцены Евгений Багратионович Вахтангов, верный ученик Станиславского, пошел дальше своего учителя. Если у Станиславского был реализм, то Вахтангов придумал фантастический реализм. Та же система координат у Булгакова. В невероятные события, что происходят в его произведениях, мы абсолютно верим. Они кажутся реальными, осязаемыми – стоит только руку протянуть. Мне это очень близко.
— Кстати, о фантастическом. В народ уже просочились слухи, что в «Зойкиной квартире» будет очень не-обычная сценография. Можно немного приоткрыть завесу тайны?
— Я уже не первый спектакль ставлю вместе с художником Дмитрием Дробышевым. Он умеет слушать, понимать, работать в соавторстве (так же, как и мой друг — композитор Владимир Брусс, который написал оригинальную музыку специально для этого спектакля). Мне в этом смысле очень повезло. На сцене будет настоящий лифт, люди будут на нем ездить. Появится пятиэтажный дом, у которого есть прототип в реальности – это дом на Большой Садовой, в котором жил Булгаков. Там вообще будет много интересных, надеюсь, задумок. Например, терракотовая армия – древние скульптуры, обнаруженные в Китае. Надо приходить и смотреть, чтобы оценить!
— Петр Гарриевич, вы работаете буквально с колес. Месяц назад состоялась премьера вашего спектакля «Спасибо, Марго!». И вот уже готовится к сдаче новая работа…
— Да. А 10 октября у меня была премьера «Гамлета» во Владимирском академическом театре. Жизнь диктует!
— Как вам это удается? Актеры темп выдерживают?
— Как это удается, мы увидим на премьере. Актер, как и режиссер, должен ра-бо-тать. Артисты стремятся разобраться, привнести в роль чтото новое, непохожее на то, что они делали раньше. Все это радует. Конечно, бывает, что и выражают недовольство сжатыми сроками. Но так устроен русский человек: долго запрягает, но быстро едет. Спектакль начинает складываться в последние десять дней. Я не уверен, что если сидеть над ним месяцами, то он от этого будет лучше…
— Вы работаете во многих русских нестоличных городах. На что наиболее остро реагирует зритель в глубинке, на что откликается, чего ждет от театра?
— Зритель бывает разный в каждом городе. За разным люди приходят в театр. Кто-то ищет отдыха, ктото веселья, другие хотят думать, третьи – критиковать… Замечательно, если получается спектакль, который каждому по-своему интересен и понятен. Но это в идеале, это то, к чему надо стремиться. На мой взгляд, театр – это народное искусство, для широких масс. Да, можно быть элитарным – таков театр Васильева, великого учителя, теоретика и практика театра. Но мне ближе театр Марка Захарова – он и умный, и тонкий, и глубокий, и сшибающий с ног, и истинно народный.
Театр живет здесь и сейчас, и быть непонятым — ужасно. Это не книжка, и не фильм, которые, пролежав на полке сто лет, будут востребованы далекими потомками. Театр на полку не положишь!
— На какую аудиторию рассчитана грядущая премьера?
— Сейчас в нашей стране существуют возрастные ограничения, мне лично они не понятны, но закон есть закон. Поэтому «Зойкина квартира! — это однозначно «18+». На мой взгляд, аудитория — это люди мыслящие, ищущие отклика на свои мысли, переживания. Ну и, кроме того, спектакль имеет яркую форму, так что, я надеюсь, он будет смотреться легко.