Недавно свой 45-й день рождения отпраздновала школа №20, что на улице Полиграфской. Парадокс — в старых стенах, которые забыли, что такое капремонт, живет на современной волне одна из лучших школ города и области, ставшая инновационной площадкой развития образования для всей области и единственным центром культуры для большого микрорайона Мариевка.
Четыре года назад на смену директору, заслуженному учителю России Людмиле Мамаевой, пришла Светлана Кочегарова. Вместе с новым руководителем в школе основательно прописалось слово «инновации». Сегодня Светлана Валерьевна наш собеседник.
— Вы учились в этой школе еще в советское время. Какие воспоминания остались о ней?
— Воспоминания самые добрые. Я очень благодарна своей первой учительнице Римме Дмитриевне Рыжковой, которая прекрасно знала семью каждого ученика. Мы очень уважали учителя математики Антонину Александровну Рыбакову, учителя английского Раису Васильевну Ясневу. Школа заложила крепкие знания классического образования, хотя я не была отличницей. С легкой руки учителя физкультуры Николая Петровича Симонова с пятого класса серьезно занялась лыжами, позже пришла в спортшколу №4 к Светлане Владимировне Емелиной, которая стала для меня и тренером, и второй мамой. Я много ездила на соревнования, выполнила норматив кандидата в мастера спорта, была членом сборной Ярославской области.
И, конечно, мечтала стать тренером. Но после окончания Ярославского пединститута пришла работать в школу №6 учителем физкультуры, где отработала 14 лет. Здесь я выросла профессионально, стала экспертом по аттестации учителей, затем — по аккредитации образовательных учреждений. И уже 15 лет занимаюсь экспертной деятельностью на региональном уровне. Всё это помогло мне стать победителем национального проекта и выиграть грант 100 тысяч как учитель физической культуры.
— Редко бывает, когда директором становится учитель физкультуры.
— Да, действительно. Поначалу большой учительский коллектив и почти 700 учеников встретили меня несколько настороженно, полгода мы изучали друг друга, присматривались… Было страшновато. Но сейчас мы стали настоящими единомышленниками. На первых порах меня очень поддержала и помогла прежний директор Людмила Юрьевна Мамаева, она и сейчас работает в школе учителем надомного обучения.
— Какой вы увидели школу спустя два десятка лет после выпускного? Наверняка захотели что-то изменить?
— Школа, на удивление, сохранила свои давние традиции, и в первую очередь школьные музеи, нравственное и гражданское воспитание детей. Я очень стараюсь поддерживать развитие детского самоуправления, воспитание лидерских школьников. В последнее время в городе стало набирать силу конкурсное движение «Ученик года». Мы его подхватили, и ежегодно наши дети становятся победителями в разных возрастных группах.
Безусловно, перемен хотелось. Я сразу взялась за инфраструктуру школы. Мы полностью изменили работу библиотеки: создали школьный информационнобиблиотечный центр с большим читальным залом, оснащенный современными компьютерами, каждый из которых подключен к сети Интернет. Дети любят здесь заниматься, и не просто читают, но и играют, путешествуя по Рыбинску с помощью краеведческих онлайн-викторин. Библиотека стала и центром обучения учителей, которые именно здесь проходят дистанционные курсы и принимают участие в вебинарах. Школа является региональной инновационной площадкой в проекте «Развитие сетевой библиотеки», который мы реализуем совместно с МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр».
Финансирование у школы небольшое, в основном все деньги уходят на образовательный процесс. Поэтому пока медленно, но верно интерьер ее постепенно меняется, я бы сказала – осовременивается. Мы полностью изменили вид вестибюля, преобразили кабинеты и рекреации первого этажа. Реконструировали спортзал, модернизировали его на средства городской целевой программы: полностью заменили полы, сделали приточную вентиляцию, утеплили стены. Переоборудован пищеблок, переоснащён компьютерный класс. А вы заметили, какой теперь вход в школу? Мы вошли в областную программу «Доступная среда» и оснастили вход удобным пандусом с обогревом, расширили входные двери, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли без труда попасть в школу и передвигаться по ней. Для них мы открыли кабинет психолого-педагогической разгрузки, где с детьми работают педагог-психолог и логопед.
— Можно предположить, что с вашим приходом школа станет настоящей спортсменкой.
— Это точно. В 2011 году она получила статус региональной инновационной площадки Института развития образования по развитию физической культуры и спорта, в 2013–м – стала муниципальным ресурсным центром, а в 2014-м – инновационной площадкой, культивирующей здоровье-сбережение и спорт. Наша школа первая в городе и области приступила к реализации регионального проекта «Возрождение физкультурного комплекса ГТО». С помощью спортивного клуба «Буревестник» нам удалось возродить спортивные праздники и фестивали по схеме учителя-дети, дети-родители, учителя-дети-родители. Запустили в начальной школе замечательный проект «Смешарики», построили «Здравоград», и вместе с мультяшными героями дети проходят путь спортивно-интеллектуально-оздоровительной деятельности. Наша работа получила признание педагогического общества и была опубликована в сборнике статей международного конгресса учителей физической культуры, постоянным участником которого являюсь сама.
Во внеурочной деятельности школы большое количество часов отдано именно на спортивно-оздоровительную работу. Конечно, мы открыли свою лыжную секцию, но стараемся развивать и другие виды спорта. Вечером спортивный зал всегда могут посетить дети, родители и учителя. Наша школа уникальна: у нас три учителя физической культуры высшей категории, один – имеет звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта». Я стараюсь привлечь молодые кадры.
У школы появилась новая спортплощадка со специальным покрытием для игр в баскетбол, волейбол, футбол. На ней есть единственная в Ярославской области стандартная полоса препятствий, которая используется для подготовки юношей к службе в армии.
— Расскажите об учителях. Кстати, я заметила, что в школе много молодых педагогов.
— У нас сегодня работают 54 учителя, и все они замечательные профессионалы. Уникальный случай — в школе №20 двенадцать учителей являются экспертами по аттестации педагогических кадров, что говорит о высокой квалификации учительского состава. Есть отличники народного просвещения, почётные работники общего образования, два заслуженных учителя РФ – Людмила Юрьевна Мамаева и Елена Юрьевна Панковская.
За два последних года учительский состав помолодел, пришли шесть молодых специалистов со студенческой скамьи. Средний возраст учителей 38-40 лет. Самым молодым – 21 год, и они учатся у наших. Кстати, 15 человек в школьном педагогическом коллективе – выпускники школы № 20. За эти четыре года серьезно изменился административный состав, пришли четыре молодых завуча, которые вполне соответствуют моему видению будущего школы.
— А как складывается будущее у ваших воспитанников, куда поступают выпускники 20-й школы?
— 98% выпускников 11 класса поступают в вузы. Многие идут в РГАТУ им. Соловьева, в Ивановский энергетический университет и другие технические вузы. Ребята учатся в Ярославском демидовском университете, в педуниверситете имени Ушинского, поступают в Москву, Санкт-Петербург… Наши интеллектуалы участвуют в телевизионном конкурсе «Умницы и умники», ребята вышли в финал игры и собираются попробовать себя в новом проекте программы.
Кстати, нашу школу в свое время окончил мэр города Юрий Васильевич Ласточкин. Он всегда помогал нам, во всем поддерживал. Наши выпускники – областные депутаты Владимир Денисов и Валентин Журавлев.
— В школе работают четыре музея…
— Один из них — замечательный музей «Российскому флоту быть!», который нам помогли создать ветераны морского флота, живущие в нашем микрорайоне. Они служили на Северном и черноморском флотах и привезли экспонаты: корабельную дверь, рынду, штурвал, якоря и другое. Среди наших частых гостей – морской офицер, художник-маринист Игорь Мошкин. Дети сами делают модели различных кораблей, мы собираем материал о создании российского флота, о земляках — флотоводцах Ушакове, Колышкине, Спиридове. Учитель истории и обществознания Тимур Хусаинов подготовил старшеклассников, которые выступают в качестве экскурсоводов. Дети часто бывают на родине Федора Ушакова и адмирала Колышкина.
Всей школой собираем экспонаты для музея истории «В начале жизни школу помню я…», музея русского быта, музея боевой славы, где собран большой материал по 234-й Ярославской коммунистической дивизии. Каждый из музеев – это действующий учебный класс, здесь проходят уроки, здесь мы проводим конкурсы «Краеведческой находки», ежегодный муниципальный турнир «Кубок героев Рыбинска», который в этом году пройдет у нас 10 декабря. Для школы этот турнир связан с именем нашего ученика Дмитрия Денисова, который погиб при выполнении воинского долга в Чечне. В 2010 году в школе была установлена мемориальная доска в память о герое.
— Вы — член совета директоров образовательных учреждений города, член городской Общественной палаты, в которой работаете председателем комиссии по социальной политике, член координационного совета по здоровье-сбережению Ярославской области, часто проводите семинары, читаете лекции в Институте развития образования. Как на все хватает времени?
— Не хватает! Уже меньше занимаюсь спортом, но я его не оставляю. У меня вся семья спортивная. Муж – мастер спорта, старший сын — мастер спорта международного класса, чемпион мира и Европы по зимнему полиатлону, младший сын Кирилл занимается лыжами. Мы часто бываем в «Демино», во время этапов Кубка мира я являюсь спортивным комментатором, работаем в паре с тележурналистами «Рыбинска40». Участвую в подготовке соревнований, работаю в судейской бригаде, на старте. Всей семьей обязательно участвуем в традиционной новогодней гонке. А вот уроки физкультуры, к сожалению, уже не веду. Но зато преподаю в школе информатику. Получила второе высшее образование «Менеджмент в образовании, информационно-коммуникационное сопровождение образовательной деятельности» и мне это очень интересно.
— О чем мечтаете вы и ваша школа?
— Мы все с нетерпением ждем, когда школа будет включена в программу капитального ремонта. А высшая мечта – стопроцентное понимание между родителями, детьми и учителями. Скажете, недостижимый идеал? Но мы к нему стремимся.
А мне не понятно два момента.
Первый. Как учителя физкультуры могут назначить директором школы, минуя должность завуча.
Второй. Какое моральное право имеет педагог воспитывать детей, если родной муж задержан сотрудниками по подозрению в экзбиционизме. Куда департамент образования смотрит и другие вышестоящие органы.???