Фильм Александра Котта «Испытание», высоко оценённый профессионалами и увенчанный призами, не попал в поле зрения широкой публики. Восполняя этот пробел, киноклуб «Современник» пригласил режиссёра, который представит свою работу рыбинцам 15 февраля.
Создатели «Чапаева» – «братья» Васильевы фактически не были братьями. Александр и Владимир Котт не просто братья, но и близнецы. Родились 22 февраля 1973 года в Москве. Оба учились в мастерских Владимира Хотиненко – один, Александр, на режиссёрском отделении ВГИКа, которое окончил в 2000-м, другой, Владимир, поступил через год на Курсы сценаристов и режиссёров (ВКСР) к тому же мастеру. Но сотрудничали лишь однажды, когда Александр ставил свой первый полнометражный фильм «Ехали два шофёра» (приз «Киношока» за режиссуру, 2001), а Владимир был у него вторым режиссёром. Дальше каждый пошёл, притом весьма успешно, своим путём.
Особенно продуктивен Александр: за полтора десятилетия, помимо короткометражек, он сделал около двух десятков больших фильмов, включая девять (!) сериалов. В их числе: телеверсии романа Валентина Пикуля «Конвой PQ-17» и лермонтовского «Героя нашего времени». Знаменательно, что эта экранизация, вопреки обычному недоверию к новым постановкам классики, получила самый высокий зрительский рейтинг.
В 2010 году А. Котт снял военно-историческую эпопею «Брестская крепость», насыщенную массовыми батальными сценами, спецэффектами и вместе с тем признанную критиками и зрителями лучшим фильмом о войне за последнюю четверть века. Затем не менее успешно прошли его детективный сериал «Охотники за бриллиантами» и «Обратная сторона Луны» – 16-серийная адаптация одноимённого сериала BBC. А между этими крупнокалиберными творениями были «Ёлки» (в 3 выпусках), «Клуши», «Подсадной» и т.д. Только в минувшем году режиссёр завершил четыре картины и – столько же намечено на нынешний!
Тем удивительнее на фоне его достижений в мейнстриме обращение к лирическому повествованию с минимальными средствами. Оказывается, вначале был сценарий Павла Чухрая об испытаниях ядерной бомбы в Семипалатинске. Продюсер И. Толстунов планировал масштабное историческое кино, однако в ходе подготовки выяснилось, что денег не хватает. Бюджетное бытие определило камерное сознание студии: в свою очередь, Александр Котт, который давно хотел снять полный метр без диалога, охотно взялся за дело. Но поставил свои условия: новый сценарий, новые артисты, никаких уже отснятых кадров не использовать и вообще «…делаем кино без слов».
Итак, бескрайняя казахская степь. Отец и дочь. Ничто не может нарушить вечный порядок. Завтра наступает всегда. И каждое утро отец уезжает работать. И она остаётся одна. Ждать отца. И чувствовать. Двое любят её – молодой чабан и невесть откуда взявшийся белокурый улыбчивый юноша. Как будто намечается любовный треугольник. Они ещё не знают, что готовится поблизости…
Главных героев сыграли 14-летняя москвичка Елена Ан и студенты ГИТИСа Данила Рассомахин и Карим Пакачаков. Как пишет Леонид Павлючик, «свеж, чист и прозрачен язык этого своеобычного фильма, который берёт свои истоки в традициях… поэтической школы советского кино, не чураясь, впрочем, и других влияний. Ни одного лишнего кадра, ни одной проходной сцены, ни одной ложной интонации — это и есть шедевр». На сочинском «Кинотавре» картина получила главный приз (с формулировкой «За воплощение мечты»), приз за операторскую работу (Левану Капанадзе) и приз Гильдии киноведов и кинокритиков. После чего последовали призы международных фестивалей в Токио, Анталии, Варшаве, Абу-Даби. В десятке лучших отечественных фильмов 2014 года многие эксперты отдали «Испытанию» первое место.