новости 19 марта 2015 17:44

Умные считают деньги

Кризис — что это? Повод для уныния или возможность проявить себя в сложных условиях? Отчаяние обреченного или продолжение начатой когда-то борьбы за выживание? Сужение бизнеса или отказ от лишних расходов, который можно назвать оптимизацией?

04— Конечно, ничего хорошего сегодня не происходит, — говорит менеджер одного из рыбинских магазинов Марина Сорокина. Магазин недавно сменил аренду на меньшую площадь и лишился двоих сотрудников. – Но закрываться мы не собираемся. От чего отказались? От планов на расширение.

Марина помнит проблемы 2008 года, когда многим тоже казалось, что их бизнесу наступает конец. Но большинство нашли в себе силы пережить сложный период и, помня это, не паникуют и сегодня.

— Мы практически целиком отказались от склада, — рассказывает менеджер. – Перестали возить запасы товаров. Сейчас работаем больше под заказ, чтобы была стопроцентная гарантия сбыта продукции. Весь склад – это часть торгового зала, огороженная витриной. Еще начали экономить на рекламе. Раньше давали платные объявления в различные СМИ, сейчас ограничились одним, самым дешевым рекламным носителем.

Еще Марина говорит, что они стали более тщательно выбирать товары у поставщиков. Если раньше с удовольствием везли в город технику раскрученных брендов, то сейчас ищут менее популярные, но более дешевые аналоги:

— Есть фирмы-производители, которые несущественно повысили цены на свою продукцию. При этом качество у них вполне приличное. Их-то товары мы и начали привозить в город больше, чем популярные бренды.

Меняют ассортимент производителей и в магазине одежды в одном из торговых центров. Аренда здесь была и так минимальная, поэтому экономить решили на закупках.

— Раньше мы стремились, чтобы хотя бы в витрине висели платья европейского уровня, — рассказывает Елена Прохорова, собственник и директор магазина. – Сейчас не до красоты, ищем самые недорогие товары. Но и Китай, и Турция тоже подняли закупочные цены. Обвинять их за это трудно, скорее, винить надо падающий рубль, в любом случае расчеты завязаны на иностранную валюту.

В магазине плотными рядами висит одежда: джинсы, платья, блузки. На лейблах – неизвестные никому производители, но Елена утверждает, что качество зависит не от бренда. От бренда зависит цена:

— В нашем городе и раньше было трудно найти покупателя на дорогой брендовый товар. Сейчас от этих попыток мы вообще отказались, решающим фактором стала низкая закупочная цена. Но поток покупателей все равно снизился.

Впрочем, на уменьшение количества покупателей жалуется большинство арендаторов торгового центра. Люди начали экономить на одежде, обуви, бытовой технике в пользу продуктов питания, и это сразу сказалось на оборотах торговли. Елена говорит, что ее бизнес спасает отсутствие банковских кредитов:

— Года два назад мы начали делать закупки только на свои деньги, и сегодня это стало явным преимуществом. А мои коллеги, которые привлекали в оборот заемные средства, сейчас на грани закрытия.

Об опасности кредитов говорит и Андрей Иванов, руководитель небольшого кафе. Еще год назад он с компаньонами планировал открыть второе предприятие общественного питания. Однако сегодня впору рассчитаться с кредитом и не закрыть то, что уже работает.

— Самый главный вывод, который я сделал из кризиса, — всегда полагайся только на себя и свои возможности, — говорит Андрей. – Конечно, крупные проекты без привлеченных инвестиций потянуть трудно. Но для мелкого бизнеса замахиваться на них чревато. Пусть развитие будет долгим, но надежным.

В его кафе посетителей меньше не стало. Здесь исключили из закупок дорогие продукты, хотя они и раньше не определяли кухню предприятия:

— Сейчас перешли на самые экономные варианты: бизнес-ланч, дешевые завтраки. Если есть заказ на вечерние мероприятия, готовим под гарантированную оплату. Но холодильники не заполнены, покупаем только самое нужное, запасов не делаем.

Андрей говорит, что в кафе два меню – для тех, кто зашел пообедать, и для тех, кто хочет сделать заказ. Второе более разнообразное, под него закупаются продукты по предоплате.

— Большие рестораны, наверное, могут позволить себе разнообразие блюд, мы работаем в секторе эконом-класса.

Рыночная торговля вообще, похоже, кризиса не ощутила. Здесь внимательно следят за ценами в магазинах и стараются делать стоимость своих продуктов чуть ниже.

— Да и у нас все подорожало, — говорит Вера Голосова, торгующая на рынке бакалеей уже несколько лет. – Но мы ведь не враги себе, мы не завышаем цену до покупательских отказов. Если чувствуем снижение спроса, регулируем стоимость.

Вера говорит, что гибкость ценовой политики – одно из преимуществ рынка. Сетевые магазины в этом отношении находятся в менее выгодных условиях. Их реакция на покупательский спрос «длинная», требующая согласования с центральными офисами. А рынок мобилен, сегодня поняли, что завысили цену, завтра отрегулировали.

— Нет, торговаться у нас давно не принято, — рассказывает продавец. – Стоимость продуктов указана на ценниках. Но она ниже, чем в «большой» торговле. Вот видите: кофе – 220 рублей. В соседнем магазине он стоит на 50 рублей дороже.

Но Вера признает, что есть продукты, которые купить в магазине все-таки выгоднее. Например, овощи. На рынке цена картофеля, моркови, свеклы в полтора раза выше, потому что считается, что здесь овощи лучше.

— Конечно, лучше, но несопоставимо дороже. Я сама покупаю картофель не у знакомых продавцов на рынке, а в магазине, — говорит Вера. – Выбираю по качеству и цене. Многие считают, что дешевый картофель обязательно гнилой. Не верьте. Просто смотрите внимательно, за что платите, и не берите некондицию.

Тем не менее, и у овощных прилавков рынка достаточно покупателей. Чего не скажешь об уличной торговле одеждой.

— Вернуть покупателей одежды на рынок сейчас трудно, — говорит Ирина Семенцова, менеджер торгового зала одного из рыбинских магазинов, работающих по франшизе. – Те, кто привык к комфорту, не готовы отказаться от него ради экономии в 100-200 рублей.

Ирина рассказывает, что их торговля все время живет в состоянии кризиса. Поэтому проблемы экономики их касаются мало. Но, тем не менее, собственники магазина намерены настаивать на пересмотре некоторых пунктов договора с франчайзером, искать новые каналы дистрибьюции, чтобы снизить цену на 10-15 процентов.

— Мы будем пересматривать бюджет, — говорит Ирина. – Для того чтобы иметь достаточную прибыль, нам нужно сократить издержки. Во время роста, наверное, в каждой компании появились новые сотрудники, чьи функции можно назвать дублирующими. Пересматриваем рекламный бюджет. И, к сожалению, будем сокращать штат. Как бы жаль ни было людей, бизнес требует оптимизации. Считать деньги нужно не только в кризис. Но именно он сподвигает большинство на скептическую оценку своей работы. Это хороший повод для отказа от лишних расходов, от слишком спокойной жизни и кажущегося благополучия. Учимся работать экономно. Это единственно правильный подход во время роста цен и дорогих кредитов.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме