Еще совсем недавно магазинов в городе было пруд пруди – практически на каждом шагу кто-то что-то продавал. Однако в новых экономических условиях ряд торговых предприятий, прежде всего реализующих промтовары, были вынуждены сняться с насиженных мест, перебрались на более демократичные по стоимости торговые площади или просто закрылись.
Для ленивых шопоголиков
Торговля в последнее время трансформируется, а потребители все активнее открывают для себя преимущества интернета. Какие? Это мы и попытались выяснить.
Денис Воронов – человек занятой и ценящий время. Он покупает одежду и обувь только с помощью клика мышки.
— Не люблю ездить по магазинам: то размера нет, то расцветки, к тому же на это уходит уйма времени, — говорит он. – А через интернет можно заказать все за пять минут, не вставая со стула.
Правда, денежной экономии здесь нет, говорит он, так как качественные вещи дешевыми быть не могут, даже если и предлагаются с приличными скидками. А вот время и нервы виртуальный шопинг действительно сберегает. И с этим согласны многие рыбинцы. Армия виртуальных покупателей, а вместе с ними и продавцов растет. Это можно понять, не прибегая к сложным исследованиям рынка, достаточно присмотреться к тому, как открываются все новые и новые представительства интернет-магазинов. «Энтер», Wildberries, «Юлмарт», пункт выдачи товаров «Жизнь плюс» (здесь рыбинцы получают товары, заказанные в «Сотмаркет», «Джаст», «Озон», «Олди», через службы доставки PickPoint, MaxiPost и прочие) – список можно продолжить.
И у них свои способы удержаться на плаву в сложные времена.
Как и перед любым магазином, перед интернет-продавцом стоит задача — показать товар лицом, и здесь они действительно во многом дадут фору.
— Просто откройте сайт, зайдите в меню и выберите любую букву, на ваш клик откроется несколько сотен названий брендов самых разных товаров – от одежды до косметики, — рассказывает управляющий рыбинским филиалом Wildberries Михаил Татаринов. — Вот вам и преимущество. Не секрет, что сейчас многие граждане предпочитают определенные бренды одежды, и порой единственный способ приобретать их постоянно – это интернет.
Виртуальные покупки – спасение для ленивых шопоголиков. При заказе товар привезет курьер прямо на дом, или ты сам заберешь его в удобное время в пункте выдачи.
— Многие предпочитают забирать свои покупки самостоятельно в пункте выдачи, — уточняет Татаринов. — У нас здесь удобные примерочные, а у покупателей – неограниченный лимит времени для принятия окончательного решения. Если вещь не подошла, ее можно просто вернуть.
Ежедневно в пункт выдачи Wildberries приходят несколько десятков заказчиков, в день, когда мы пришли на интервью, здесь ждали порядка пятидесяти человек. Что касается соотношения «покупка-отказ», оно составляет 60% и 40% соответственно. Казалось бы, для магазина такой расклад чреват дополнительными материальными издержками.
— А какими? — парирует предприниматель. — К нам ежедневно приходит машина из Москвы с заказанными товарами, обратно она увозит невостребованные. Никаких дополнительных транспортных расходов не требуется.
Кстати, для самих виртуальных торговых площадок организация таких пунктов – вещь выгодная. Как пояснил руководитель по направлению «Мультибрендовый пункт выдачи заказов «Жизнь плюс» Константин Кононов, по статистике, их открытие увеличивает поток заказов в интернет-магазин примерно на 15-30%.
Берут сервисом
Рыбинские представители интернет-магазинов реагируют на спрос и разделяют мнение, что торговля и дальше будет уходить в виртуальное пространство, где сегодня можно приобрести все что угодно – от электроники и автозапчастей до книг, детских игрушек и даже духов.
— Если судить по нашим объемам продаж, то наибольшим спросом у жителей Рыбинска пользуется компьютерная, цифровая и бытовая техника. Вместе с тем мы наблюдаем рост интереса к новым товарным категориям, представленным на электронной витрине. Прежде всего это товары для дома, строительства и ремонта, а также детские и автотовары, — отмечает представитель интернет-магазина «Юлмарт» Александр Левкин.
А как же кризис и его последствия? Ведь сейчас, как никогда, люди стараются считать свои деньги и, возможно, временят с покупками.
— Сложно судить о сокращении покупательского интереса, ведь традиционно в декабре поток заказов увеличивается, а в первые месяцы года происходит спад.
К тому же мы постоянно работаем над увеличением количества обслуживаемых магазинов и служб доставки, таким образом спад продаж подарков компенсируется ростом продаж одежды и обуви, которая нужна всегда – и в кризис тоже, — отмечает Константин Кононов. И добавляет, что в он-лайн сейчас уходят покупатели, которые хотят сэкономить:
— Зачастую стоимость товаров в интернете даже с учетом стоимости доставки оказывается ниже, чем в городской рознице. На это влияют многие факторы. Интернет-магазины делают крупнооптовые закупки товаров, они арендуют только складские площади, которые значительно дешевле торгово-офисных, имеют меньший штат работников, поскольку не нуждаются в продавцах. При этом один важный момент объединяет нас с невиртуальными коллегами — закон «О защите прав потребителей», который распространяется и на интернет-торговлю.
Конечно, вопрос цены на товары остается сейчас больным для всех магазинов, поэтому удержать покупателя стремятся качественным обслуживанием. При этом сами потребители отмечают, что готовы осваивать новый вид шопинга только при наличии полного спектра услуг.
Главное преимущество, на мой взгляд, в том, что у интернет-покупателей возникает меньше сложностей в случае возникновения каких-либо претензий к товару, — считает Михаил Татаринов. — У нас все просто: не нравится, не подошло – вернул, сразу же забрал деньги и забыл. Главное, чтобы у вещи был товарный вид и магазинные ярлыки.
Пока одни только присматриваются к торговле по ту сторону монитора, другие действуют. Самые предприимчивые интернет-покупатели, оценив возможности виртуальной оферты для организации своего собственного маленького бизнеса, переходят в категорию продавцов. Заказывают и продают, но уже с наценкой. И таким образом находят себе дополнительный приработок в непростые времена.