Этого мастера из НьюЙорка знает всякий, кто хотя бы отчасти знаком с историей фотографии. Именно Стив Маккарри в 1984 году, работая как фоторепортёр в Пакистане, в лагере афганских беженцев, сделал фотопортрет девушки, который затем стал известен на весь мир. Он обрёл статус символа борьбы афганского народа за независимость. Фотография была помещена на обложку «National Geographic». В 2005 году она вошла в десятку «Лучших журнальных обложек за последние 40 лет».
Стив Маккарри многие годы работал как фоторепортёр в горячих точках. Так, с 1974 по начало 1990х гг. он неоднократно приезжал на съёмки в Афганистан. В день теракта в НьюЙорке, 11 сентября 2001 года, фотограф был в центре событий, снимая гибель башенблизнецов, стараясь зафиксировать душевное потрясение, которое переживали люди.
Его фотографии публиковались на страницах самых престижных газет и журналов мира, среди них: «Paris Match», «Stern», «Time», «Newsweek», «LIFE». Редакторы отмечают разностороннюю одарённость мастера. В частности, в 2013 году ему предложили сделать фотографии красавиц для знаменитого календаря Пирелли. Сегодня сфотографироваться у Стива Маккарри считают престижным многие известные люди США. Один из них – Роберт Де Ниро, живущий со Стивом по соседству. Многие годы мастер является членом знаменитого фотоагентства «Magnum Photos». Он лауреат ряда международных премий, автор множества выставочных проектов и книг.
Американский гость уже несколько лет дружит с рыбинским фотографом Юрием Черных. Они познакомились в Москве, куда Стив был приглашён для проведения мастеркласса – сегодня это ещё одна сфера деятельности известного фотомастера. Потом они общались в интернете, неоднократно встречались во время поездок на съемки – в Азии, Африке и Америке и вот наконец Стив Маккарри решил посмотреть Рыбинск.
Особенно интересна американскому гостю русская провинция. Городские особнячки 19 века, в которых ощутим шарм минувшей эпохи, традиционные русские избы, ещё сохранившиеся в своей первозданности в близлежащих посёлках, эти образы литературной России милы сердцу американского фотографа. Их он и приехал снимать.
Что интересно, многие годы он работал исключительно с цветной фотоплёнкой. Когда в 2009 году компания «Кодак» объявила о завершении производства пленки, она пригласила именно Стива Маккарри снять об этом символический сюжет. Сегодня мастер снимает цифровой камерой:
Разница между цветными фотографиями, сделанными с помощью плёночной и цифровой фотокамер, иногда есть, говорит Стив Маккарри. Однако это не самое главное в фотографии. Важно лишь то, хороший это снимок или плохой.
Сумев достичь высот и как репортёр, и как художник, Стив Маккарри не склонен ограничивать фотографию ни сугубо документальными, ни сугубо художественными рамками:
Я думаю, фотография может быть и документом, и произведением искусства. Не всегда, но иногда. Ведь газеты тяготеют к фактичности. Фоторепортёр должен быть корректным, честным и искренним, а его работа – точно показывать события. Искусство же тяготеет к несколько противоположному полюсу. Однако иногда документальная фотография может быть прекрасной, артистически экспрессивной.
В Рыбинске знаменитый мастер пообщался с местным фотосообществом, оценил работы рыбинских фотографов и дружелюбно ответил на множество вопросов. Для всех фотолюбителей эта встреча стала бесценным подарком.
Ольга Симонова