новости 8 апреля 2015 11:52

Воскресение Христово в старом Рыбинске

В старину, очистив свою душу спасительным постом, наши предки за несколько дней начинали готовиться к Пасхе. Традиции ­ это то, что связывает поколения, и, конечно же, наши современники, как и их прабабушки и прадедушки, совсем скоро приступят к наведению порядка в собственных домах, мытью окон, а затем ­ к выпеканию вкуснейших куличей и изготовлению творожных пасх. Но все же интересно, какие особенности празднования Пасхи были в дореволюционном Рыбинске?

В целом в Рыбинске встречали Пасху традиционно. Как и в других городах, в этот день проходили торжественные церковные службы, крестные ходы  и последующие праздничные гулянья, рассказала заведующая сектором истории края Рыбинского музея­заповедника  Оксана Гожалимова.  На столах рыбинцев красовались традиционные пасхи и  куличи, рецептов коих было великое множество на любой вкус и кошелек. Помимо пасхальных блюд, обязательно пекли пироги. Нагрузка на хозяек, которые занимались приготовлениями яств, ложилась колоссальная. Именно поэтому вечером к праздничной службе семьи зачастую отправлялись без них – женщины были заняты готовкой и посещали церковь лишь на следующий день.

Предварительно горожане всех сословий приводили свои дома в порядок, улицы города также преображались.

Интересный факт: до революции в городе на время Великого поста закрывались практически все мясные магазины и молочные лавки, лишь на Мытном рынке имелись отдельные точки, где в определенные дни продавали скоромную пищу, причем их владельцы особо  себя  не афишировали. Скорее всего, необходимость в их работе была связана еще и с тем, что в ту пору многие продукты заготавливались впрок – домашние сыры, творог, изделия из мяса. Молоко в дни поста покупали лишь детям или больным людям.

Еще одно отличие от дней сегодняшних, которое можно отнести к  разряду житейских, – недельные пасхальные каникулы для рабочих. «Бытовал такой обычай, когда на Пасху рабочих с городских фабрик и предприятий официально увольняли, а после праздника набирали вновь. Отсюда
пошли расчетные книжки – своего рода прототипы современных трудовых», ­ рассказала Оксана Гожалимова.

Пасха в те времена была поистине объединяющим праздником. К примеру,  богатые рыбинские купцы – владельцы промышленных предприятий – по примеру императора, христосовавшегося с солдатами, чистосердечно поздравляли с Воскресением Христовым своих рабочих.

Ефрем Степанович Калашников в визитках, на которых была изображена его мельница, писал: «Христос Воскрес! Имею честь поздравить Вас с высокоторжественным праздником светлого Христова Воскресения, от души желаю вам провести оный в добром здравии и совершенном благополучии. С истинным к вам уважением имею честь быть ваш покорный слуга Калашников». Такое послание он адресовал каждому из своих служащих. Помимо поздравлений, богатые горожане делали подарки подчиненным.

Всевозможные красочные открытки, визитницы с пасхальной тематикой были в ту пору своего рода маленькими произведениями искусства – от них по­настоящему веяло праздничной атмосферой и надеждой на лучшее. Их хранили, передавая из поколения в поколение. Интересно, что даже в советские времена пасхальные сувениры получали вторую жизнь. Так, совсем недавно в музей были переданы две трофейные открытки, посвященные Светлому Христову Воскресению. Их в свое время привезли из Германии советские воины. Скорее всего, им приглянулось нарядное оформление карточек, на которых изображены расписанные пасхальные яйца с весенними первоцветами и веточками вербы. Сами понимаете, поздравления на обратной стороне к Пасхе не имеют никакого отношения, но от этого они не становятся менее ценными.

Нарядная атрибутика Пасхи в дореволюционные времена не затмевала собой сущность праздника, требовавшую от людей проявления самых лучших черт их личности. Именно поэтому широкое распространение в праздничные пасхальные дни имела благотворительность. В это время собирались средства для помощи бедным.
В общественной столовой для судорабочих при биржевом комитете накрывались столы, где обездоленные могли полакомиться куличами и похристосоваться писанками и крашенками.

«Пожалуй, наиболее масштабно благотворительная помощь горожан проявилась во время Первой мировой войны, ­ продолжила Оксана Сергеевна. ­ В это время горожане помогали раненым солдатам в городских госпиталях, семьям беженцев и павших воинов. Наш город славился тем, что рыбинцы отправляли на фронт щедрые подарки с крашеными яйцами, куличами. Примечательно, что активность в данном вопросе проявляли в первую очередь рыбинские женщины. В ту пору в городе действовали два дамских комитета, возглавляемых купеческими женами ­ Анастасией Никаноровной Никитиной и Анной Сергеевной Мыркиной. Традиционно они помещали в местные газеты объявления о начале сбора пасхальных подарков. Любопытно, что между этими дамами даже имело место определенное соперничество – кто соберет  больше пожертвований, кто быстрее отвезет их на фронт. Отчеты о проделанной работе регулярно печатались в прессе, и горожане могли прочитать, сколько средств было собрано, на что они были потрачены. Известно, что Анастасия Никаноровна сама чаще других  ездила на фронт, раздавала подарки солдатам. Впоследствии она была награждена медалью за такую плодотворную благотворительную работу».

Считается, что опыт прошлых поколений бесценен. Может быть, в преддверии Светлой Пасхи стоит  многому поучиться у наших предков? Оглянитесь вокруг и откройте сердце для милосердия – и сегодня немало людей нуждаются в помощи.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме