Воскресение Христово – самый главный праздник для каждого православного христианина. Поздравить от всей души ближнего с этим событием всегда считалось ни с чем не сравнимой радостью. А какие прекрасные пасхальные сувениры зачастую дарили друг другу наши предки! У руководителя иконописной мастерской «Преображение» Алексея Головкина собрана внушительная коллекция пасхальных яиц, которая постоянно пополняется.
Многие знают, что по преданию первое пасхальное яйцо преподнесла римскому императору Тиберию Мария Магдалина. Когда она рассказала ему о чудесном воскрешении Христа, император усомнился в сказанном. Тогда в одночасье обыкновенное яйцо окрасилось в яркоалый цвет, подтверждая благую весть.
После Крещения Руси в 988 году обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами пришел и к нам. Со временем пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок. В 18 веке они создавались из хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, серебра и золота, поделочных и драгоценных камней, фарфора.
«Высочайшие особы заказывали пасхальные яйца на Императорском фарфоровом заводе сотнями, и зачастую на них ставились монограммы с вензелями царских персон. Самыми дорогими были пасхальные яйца с живописными изображениями святых и двунадесятых праздников, которые украшались сусальным золотом. Свою лепту в это удивительное искусство внесли и наши земляки – под Рыбинском, на Кузнецовском фарфоровом заводе, продолжилась классическая линия росписи. Тогда наиболее распространены были композиции с православными храмами, цветами, птицами. Иные фарфоровые яйца представляли собой настоящее произведение искусства – лучшие иконописцы трудились над их росписью до сорока дней!» не скрывает восторга Алексей Головкин. В начале прошлого столетия появилось и массовое поточное производство пасхальных яиц.
Форму главного пасхального символа принимали ювелирные украшения, бытовые принадлежности часы, вазочки, чернильницы и даже самовары. А как ликовали дети, получив на праздник шоколадное или сахарное пасхальное яичко!
Не меньшую радость приносили и пасхальные открытки. В дореволюционной России они издавались по эскизам лучших художников того времени – Елизаветы Бём, Репина, Маковского, Бенуа. Влюбленные супруги, обменивающиеся крашенками, румяные карапузы – незамысловатые сюжеты были понятны всем, и в этом заключалась их притягательность. А какие душевные и в хорошем смысле слова простодушные подписи! «От медведя – белочке, от дяди Миши Леночке». Или вот еще: нарядная девчушка с целой тележкой расписных яиц, а сверху подпись: «Бабушке везет».
Менялось время – менялась и тематика праздничных открыток. Во время Первой мировой войны на них стали помещать фотоизображения русских солдат, сестер милосердия. Но они все также несли в себе главный посыл – светлую радость Пасхи Христовой.