новости 25 мая 2015 12:00

Школьный музей – центр воспитательной работы

Не ошибусь, если скажу, что школа № 3 — одна из старейших школ нашего города. Ей 166 лет. Благодарные потомки решили собрать документальные сведения об этом учебном заведении. И началась скрупулезная работа, в которую были вовлечены бывшие учителя и ученики, внуки и правнуки знаменитых выпускников школы, собраны архивные материалы, публикации, газеты «Рыбинская правда» за 1942-1943 годы и другие документы.

IMG_1096[1]Сначала была создана просто музейная комната, потом в 1998 году открылся музей. А 19 апреля 2002 года музею школы № 3 официально присвоен статус школьного историко-краеведческого музея.

Собранные стендовые экспозиции впечатляют. Это «История Мариинской женской гимназии», «Учителями славится Россия», «Наша школа в годы Великой Отечественной войны», «Выдающиеся выпускники школы», «70 лет Победы» и многие другие. В фотографиях, в исторических документах, в предметах быта, в письмах запечатлена зримая связь времен, ушедшая эпоха, такая далекая для нынешних детей.

Каждый учебный год музей концентрируется на конкретной тематике. Например, 2014-2015 учебный год посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. И в этой работе музей преуспел. Дети начиная с первого класса, родители, учительский коллектив сделали столько много, что не хватит газетной статьи, чтобы все описать. Весь большой объем материалов по военной тематике – теперь достояние всей школы.

Одна из интереснейших работ принадлежит выпускнику школы Евгению Болотину – «Средняя школа № 3 имени Ломоносова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Это подлинная документальная история, рассказывающая о том, как школьники не только учились, но и работали на лесо- и торфозаготовках, в совхозах, собирали лекарственные травы, вещи для бойцов, а потом посылки отправляли на фронт.

В здании школы базировались три эвакогоспиталя: №№ 1176, 1193, 1500. Ученики ухаживали за ранеными, писали под их диктовку письма, читали книги, проводили концерты самодеятельности.

IMG_1089[1]Есть в музее копии газеты «Рыбинская правда» за 1942-1943 гг. В десяти ее номерах рассказы об ударной работе учащихся на полях Рыбинского района. Среди экспонатов есть солдатские письма Героя Советского Союза Алексея Захарова, Льва Брядового и других фронтовиков, хлебные карточки 1941 года, солдатская фляжка, шлем танкиста, пишущая машинка и другие вещи военного времени.

Чтобы ребята знали и помнили о стойкости, мужестве, беззаветной любви к Родине выпускников и учителей школы, проводятся музейные уроки.

Гордость музея – это собранные материалы о выдающихся выпускниках школы. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено четырем учащимся. Это Алексей Иванович Захаров, Иван Филиппович Балашов, Павел Михайлович Круглов, Николай Николаевич Морев. Не вернулись с войны вчерашние школьники Игорь Первачёв, Нина Капорская, Николай Пятницкий, Лев Брядовой, Адольф Рослик, Олег Цветков, Николай Жохов и многие другие.

Особые заслуги у выпускника Александра Андреевича Расплетина, Героя Социалистического Труда. Во время войны он работал над созданием радиолокационных станций для истребительной авиации и для обнаружения наземных и подводных целей. Чтят память и о русском поэте-фронтовике Сергее Васильевиче Смирнове. Почетное место занимает стенд об учителях- фронтовиках.

Школа гордится своими знаменитыми выпускниками. Здесь постигали науки скульптор Лев Писаревский, подаривший Рыбинску «Бурлака»; дирижер, композитор Владислав Соколов, имя которого носит гимназия № 18 и хор «Соколята»; поэт, общественный деятель, Почетный гражданин Рыбинска Юрий Кублановский, мать которого долгие годы преподавала в школе № 3; единственная женщина-академик в области химии, Герой Социалистического Труда Александра Новоселова.

IMG_1086[1]Успешная работа музея неоднократно отмечалась грамотами, благодарностями. Так в 2014-2015 учебном году он стал дипломантом областного конкурса музеев образовательных учреждений Ярославской области и получил грант.

Надо заметить, что методы и формы работы музея самые разнообразные: экскурсии, конкурсы, устные журналы, встречи с участниками войны, исследовательская и краеведческая работа, музейные уроки, участие в городских и областных конкурсах и фестивалях. Все это положительно влияет на духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся.

Всей этой интересной и нужной работой занимаются учителя-энтузиасты, люди увлеченные, влюбленные в историю города, области, хранители исторических документов. Речь идет о бессменном руководителе Елене Ивановне Волковой, учителе обществознания, и Марине Васильевне Васильевой, учителе истории.

Думаю, что вот такие школьные музеи нужны именно для того, чтобы была жива память, чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы дети гордились историей своей школы, города, области, страны, чтобы выросло поколение, которое прекратит бесконечные войны.

Тамара Бельских, член Союза журналистов России

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
сафронова марина александровна 14:25 | 13 июля 2015

ДУмаем о том, что если общественность города промолчит в очередной раз, то историческое здание гимназии уже никогда не станет вновь школой, про традиции которой красноречиво написано Тамарой Бельских.Люди, опомнитесь, это престепление творится на наших глазах, еще можно все вернуть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме