В прошлом году памятник архитектуры — комплекс зданий усадьбы Наумова — был передан в пользование на 49 лет ярославскому научно-производственному объединению «Эколлайн». Его директор Олег Жаров, создав в селе Вятском музейную территорию, которую посещают десятки тысяч туристов, намерен организовать в рыбинской усадьбе интерактивный музей.
Детального плана музея пока нет. А сегодня в усадьбе работает архитектор-реставратор Наталья Гончарова.
Усадьба Наумова – памятник истории и культуры – редкое явление для современного Рыбинска. Она достаточно хорошо сохранилась, может быть, потому, что здесь долго жили книги. Библиотека им. Энгельса – главное городское книгохранилище — переехала в новые стены не так давно, оставив Жарову три здания.
В начале 90-х одно из них – «амбар», или согласно архивным данным каретный сарай, было отреставрировано. По науке, со всеми требованиями, предъявляемыми к культурному наследию законом. Архитектор Наталья Гончарова тогда получила за эту работу свою первую премию имени Петра Барановского.
В центральном здании усадьбы хорошо сохранились элементы декора: карнизы, лепнина, потолочная роспись, даже ручки на некоторых дверях и окнах помнят прикосновения жителей 19 века.
Однако начнутся работы в здании, которое на первый взгляд требует самых больших затрат.
— Это флигель, он здесь появился первым. Позже к нему пристроили одноэтажное здание. Впрочем, первой здесь, похоже, была банька, которая позднее вошла в состав флигеля. Появился второй этаж – все менялось в зависимости от надобностей хозяев, — Наталья Гончарова стоит между трех зданий комплекса, которые ей предстоит восстанавливать.
Сегодня ведутся подготовительные работы: исследования, обмеры, выбор технологий. Их итогом станут архитектурные и инженерные проекты реконструкции каждого объекта. Весь прошлый год, помимо обмеров и разработки проекта приспособления поздней части флигеля, ушел на выяснение технических деталей: каким образом будущий музей будет отапливаться, какие экспертизы предстоит пройти…
— Законодательство, регулирующее охрану культурного наследия, постоянно меняется, — рассказывает архитектор. – Если раньше все работы могли быть квалифицированы как ремонт, то сегодня это – реконструкция. А значит, две экспертизы: историко-культурная и госстроевская, требующая проработки дополнительных разделов проекта.
Флигель и пристроенное позже к нему двухэтажное здание в глубине усадебной территории, которые предстоит реставрировать первыми, готовятся под размещение интерактивного музея. Для этого здесь нужно заново построить одну лестницу и восстановить вторую. Сам флигель, как говорит Гончарова, вполне хорошо сохранился. А вот более поздняя пристройка требует больших сил. Затем настанет очередь «амбара».
— Конечно, это не амбар, это каретный сарай, в котором было три входа. Остался один, — рассказывает Наталья Гончарова. – Здесь в целом работ очень немного, поскольку в свое время реставрация была проведена хорошо. Однако существует проблема, над которой мы ломали голову весь прошлый год.
Проблема — это система отопления, которая проходит под фундаментом здания. Старые трубы парят, в результате гниет пол, рушатся стены. Переложить магистраль некуда – земля занята существующими и будущими строениями. Да и долго это. А главное – очень дорого, за все придется платить пользователю – Олегу Жарову.
— Труба обеспечивает теплом всего один дом, где несколько жилых квартир и кафе, — рассказывает Гончарова. – Я пыталась договориться с хозяином заведения о переводе дома на газ, однако в его бюджете такие расходы не предусмотрены. Еще мы делали расчеты на газовое отопление усадьбы, но это ведет в том числе и к увеличению бумажно-согласовательных работ, которых и так немало. В конце концов, Олег Жаров решил, что будет изолировать трубу современными материалами. Затем укрепим фундамент, заменим полы, отремонтируем стены.
Главное здание усадьбы, где располагались книжные залы библиотеки, находится в хорошем состоянии. Но архитектор говорит, что объем работ здесь самый большой:
— Все, что связано с восстановлением интерьера, — долго и дорого. Лепнина, живопись в целом в удовлетворительном состоянии, но есть участки, требующие реставрации. Искусственный мрамор, которым облицованы стены, нуждается в руках мастеров. А их нет. По крайней мере, в нашем регионе я смогла найти только одного человека, который восстанавливает такой материал в основном в Москве. Под линолеумом читается паркет, значит, полы должны быть из прочной паркетной доски, способной выдержать большие нагрузки. Есть утраты в каминах, балясинах лестниц, предстоит исследовать некоторые карнизы – у меня подозрение, что они были позолочены. Все это большая и очень кропотливая работа.
Но, несмотря на серьезный объем проблем, у Олега Жарова уже есть идеи использования главного здания усадьбы. Наталья Гончарова говорит, что в подклете вдоль улицы Пушкина в хорошем состоянии сохранились сводчатые помещения. Когда-то они, очевидно, использовались для хранения старых вещей, а сейчас сюда так и просится небольшое кафе.
— Блинная, например. Так и вижу: длинный стол, горячий чай, пирожки, блины… Думаю, посетителям музея будет приятно перекусить после экскурсии. Есть идеи благоустройства территории: вижу здесь небольшой садик с лавочками для отдыха, мощеный двор, старый дуб, который, наверное, видел первых владельцев усадьбы, — говорит архитектор.
Это все планы, которые меняются по ходу появления проблем. Но основная идея остается неизменной.
— Олег Жаров – фанат музейного дела и увлеченный коллекционер раритетов, — говорит Наталья Гончарова. – Дополнительные работы, с которыми мы столкнулись, существенно увеличивают первоначальный бюджет, но пока его это не пугает. Надеюсь, никаких изменений в требованиях к реставрации памятников больше не будет, и в этом году мы закончим проектные работы, а в следующем приступим к восстановлению зданий под музей.