новости 8 июля 2015 12:30

Кино на выбор

В конце июня в Москве прошёл 37-й Международный кинофестиваль. Вместе с создателями фильмов и кинокритиками аккредитацию на него получили 100 «друзей кино» из 11 городов и одного региона, представленных в Федерации киноклубов России. В их числе — пять посланцев рыбинского «Современника».

23_001Прежде всего аккредитация позволяет увидеть массу фильмов. Возможно ли это без неё? Сколько угодно, но за деньги – билеты в кассах мультиплекса «Октябрь». Правда, на нынешний фестиваль урезали бюджет, сократили время – с 8 до 6 рабочих дней – и общее число картин (в основном конкурсе почти на треть). Сэкономили и на профессиональных зрителях, присвоив им категорию «пресса С» – прежде давали «А» и «В» – и замкнув в пределах Театра киноактёра, занятого пресс-центром. А взамен бесплатных билетов в желанный «Октябрь» автомат бесплатно наливал в стаканчик кофе всех сортов. Впрочем, программа пресс-центра была достаточно насыщенной; с 9 утра до 10 вечера там чередовались фильмы-участники игрового и документального конкурсов, брифинги с их создателями и отдельные внеконкурсные картины. Однако количество не всегда переходит в качество: как ни расширяй рамки конкурса, выдающихся работ бывает 2-3, максимум 4. Главное же – атмосфера киносмотра: включённость в процесс, общение с коллегами, ожидание открытий, интрига состязания… Убедился на собственном опыте, насколько это обостряет восприятие и множит впечатления.

23_002Однако, как гласит название одного коллективного киноопуса, «у каждого своё кино». В основном конкурсе соперничали 12 художественных фильмов, включая 3 российских, 4 азиатских, 5 европейских, без американцев, англичан, французов, немцев, итальянцев «и всяких прочих шведов». Не было масштабных эпопей, костюмных мелодрам и классических экранизаций, если не считать таковой «Арвентур» Ирины Евтеевой. Но она работает вне жанров, с переменным успехом смешивая игровое и анимационное кино (её «Демона» привозил нам недавно С. Ландо). А теперь впервые сотворила полнометражную картину из двух новелл: в основе одной рассказ А. Грина, другой – китайская притча – и получила специальный приз жюри за поэзию в кино.

Прошлое, да и то не слишком давнее, не далее 30-40-х годов ХХ века, воскрешают лишь два автора, но о них речь впереди. Остальные конкурсные фильмы решают актуальные проблемы настоящего – социальные, межэтнические, психологические, нравственные. Судя по конкурсному показу, кинематографистов, а равно и зрителей, больше всего тревожат судьбы юного поколения, будь то японские первоклашки или испанские сорванцы («Герои зла»). В рейтинге киноклубов 3-е и 4-е места заняли «Море и летающая рыба» иранца Мехрдада Гафарзаде и «Будь паинькой» японки Мипо О. Герой одного из них – глухонемой Эксан, отбывающий срок в детской колонии, где вынужден скрывать талант художника. Название фильма, сочетающего доступную метафоричность с простодушной сентиментальностью, выражает творческий порыв мальчишки к свободной стихии, отгороженной от него стеной унижений и произвола. В другом случае перед нами трогательный рассказ о том, как молодой учитель начальной школы настойчиво ищет душевный контакт с неуёмной детворой и их близкими. Хотя эти работы не удостоились официальных наград, искренность и доброта принесли им соответственно диплом кинокритиков и приз NETPAC («Сеть продвижения азиатского кино»).

«Каръци» (Кулеры, Лузеры) – так назвал Ивайло Христов своих героев-старшеклассников из болгарской провинции. В этом фильме – я, к сожалению, не смог его посмотреть – вероятно, произошло редкое соединение благих намерений и художественного мастерства. Иначе как могли совпасть высшие оценки трёх самых авторитетных жюри – официального, во главе с Жан-Жаком Анно, присудившего главный приз «Золотой Св. Георгий», жюри российской кинокритики и международного жюри Федерации киноклубов? В решении последнего сказано: «За пронзительность темы взросления в условиях современного социума и поиска связи между поколениями. За гуманизм и надежду».

23Меня же покорила финская картина «Арми жива!» Йорна Доннера. Писатель, режиссёр, политик, он сотрудничал с Бергманом, был его продюсером, возглавляя Шведский киноинститут, основал аналогичный Финский, избирался в Европарламент, снял около 30 фильмов разных жанров. На сей раз его заинтересовала не менее значительная личность – Арми Ратиа, дизайнер и бизнесвумен, создательница фирмы «Маримекко» («Мариино платье»), во многом определившей европейский стиль 50-70-х годов. Сам когда-то работавший в этой фирме, Доннер, по его словам, не хотел снимать обычный байопик. Заведомо отринув бытовое правдоподобие и начав с прямого обращения актрисы Минны Хаапкюли к публике, он излагает жизнь героини через постановку спектакля о ней, выстраивая особое пространство с помощью условных декораций, фотохроники и свободного монтажа. Средствами интеллектуального театра, музыкальных цитат и пластики 82-летний мастер достигает сильного эмоционального воздействия. Его картина, как заметила соседка-«современница», возвышается на общем фоне подобно изделию от кутюр.

Напротив, самым большим разочарованием для многих оказался «Милый Ханс, дорогой Пётр». Интерес к фильму Александра Миндадзе подогревал отказ Минкульта в господдержке. Что объясняли неприятием самой темы предвоенного сотрудничества советских предприятий с немецкими специалистами. Время действия – весна 41-го, немец Ханс и русский Пётр выплавляют оптическое стекло, и, согласно аннотации, их «взаимное недоверие <…> сменяется молчаливой симпатией, а позже и дружбой». Признаться, ничего похожего, кроме молчания Петра, в невнятице экранного повествования не уловил ни я, ни кто-либо из моих собеседников. Но есть и другое мнение, например, Дмитрия Быкова: «…Он гениально, лучше всего, что было снято на эту тему, передает болезненную предвоенную атмосферу. …Самый рациональный русский сценарист, Миндадзе снял такую иррациональную, болезненную, сновидческую картину». Разве что болезненную…

А главным фаворитом клубной аудитории стал «Орлеан» наших добрых друзей Юрия Арабова (сценарий) и Андрея Прошкина (постановка). Яркое, динамичное действие начинается с того, что в городок с иноземным названием является неприметный гражданин, именующий себя «экзекутором» (В. Сухоруков) и грозящий каждому расплатой за грехи. Кто он – святой, пророк, шарлатан?.. «Это наша совесть, – Арабову пришлось-таки ответить, – которая живёт в каждом». Гремучая по форме смесь гротеска, фантасмагории, сатиры и трагифарса проповедует, по сути, традиционные моральные ценности, хотя, мне кажется, в чём-то недоговаривает. Фильм, занявший верхнюю ступень в киноклубном рейтинге (7,3), отмечен «Серебряным Георгием» в номинации «Лучшая женская роль» – за работу Елены Лядовой. Его премьеру рыбинцы смогут увидеть уже осенью – если не в репертуаре кинотеатра, то на заседании «Современника»: оба автора изъявили готовность снова приехать к нам в гости.

Борис Крейн

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме