Председатель областной думы Михаил БОРОВИЦКИЙ рассказывает о том, что депутатам удалось сделать, и о том, что они планируют сделать в ближайшее время.
– Михаил Васильевич, дума завершает весеннюю сессию, и уже, наверное, можно подвести какие-то итоги проделанной работы. Как в целом вы их оцениваете?
– Для начала просто несколько цифр. В первом полугодии 2015 года депутаты приняли порядка трехсот нормативных актов, в том числе более 70 законов. Если говорить о наиболее значимых, то здесь в первую очередь надо вспомнить о принятых нами изменениях в закон о бюджетном процессе, который позволил депутатам влиять на принимаемые программы социально- экономического развития.
– Но ведь и раньше депутаты контролировали ход исполнения целевых программ…
– Совершенно верно. Однако контролировать ход исполнения программ – это одно, а вот давать экспертную оценку их эффективности на стадии разработки документа – другое. Сейчас все проекты данных документов сначала будут направляться к нам в думу на рассмотрение. За народными избранниками остается право решать, какие из них поддержать, а по каким вынести отрицательное заключение.
Еще один важнейший закон, который приняла дума, касается порядка формирования органов местного самоуправления. Дебатов вокруг этого закона велось много. На мой взгляд, и сегодня он не до конца совершенен. В первую очередь в той части, где говорится о наделении правами высшего должностного лица муниципального образования…
– Вы хотите сказать, что пока не до конца понятно, кто главнее – человек, который становится во главе представительного органа власти, или тот, который возглавляет власть исполнительную?
– Да. При существующей редакции есть опасность возникновения конфликта между руководителями, а значит – двоевластия. Фактически статус руководителя исполнительной власти резко понижается, а это, на мой взгляд, неправильно. Практика показывает, что успеха можно добиться только в том случае, когда во главе того или иного муниципального образования встает яркая и сильная личность, имеющая достаточные полномочия, но при этом на него возложена вся полнота ответственности за положение дел.
Именно поэтому я не исключаю, что мы вновь вернемся к рассмотрению этого закона, к внесению в него поправок.
Бюджет сбалансировали
– При принятии и корректировке бюджета областная дума изменила подходы к его формированию. Это дало какой-то положительный эффект?
– Вне всякого сомнения! Мы сократили дефицит областной казны и благодаря этому получили от Минфина бюджетный кредит. Проценты за его использование намного ниже, чем у коммерческих банков. Эти средства позволят нам заместить более четырех миллиардов рублей и сэкономить миллионы рублей на выплате процентов.
Хочу также обратить внимание, что, несмотря на финансовые сложности, мы не пошли по пути безудержного сокращения социальных расходов и смогли защитить интересы льготников и малоимущих граждан. Более того, все взятые социальные обязательства – а это и выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, и бесперебойное функционирование лечебных и образовательных учреждений – нами выполнены в полном объеме.
Добавлю, что в первом полугодии 2015 года региональной промышленности и агропромышленному комплексу удалось сохранить темпы роста производства.
К сожалению, делать какие-то прогнозы на второе полугодие пока нам не под силу. Скажу, что сейчас мы наблюдаем снижение притока инвестиций. Понятно, что это через определенное время приведет и к снижению роста объемов производства. И если полгода назад мы эти объемы получали в том числе и за счет постоянно растущей инфляции – все-таки она разогнала и цены на продукцию, то сейчас ее рост замедлился, а значит, рассчитывать на влияние этого фактора, думаю, не стоит. А вот сокращение объемов выпуска произведенной продукции мы сейчас наблюдаем.
Санкции во благо
– Не могу в этой связи не задать еще один очень важный вопрос. Год назад в нашей области, как и по всей России, стартовала программа импортозамещения. Многие возлагали на нее большие надежды. Что уже удалось сделать для ее реализации, а над чем еще требуется поработать?
– Давайте начнем с наших предприятий военно-промышленного комплекса. С ростом объема госзаказа они, безусловно, нарастили и объемы продаж выпускаемой продукции. Причем мы отмечаем действительно существенный рост. Другое дело, что нам надо просчитать, как долго продлится этот тренд, будет ли государство и в дальнейшем размещать свои заказы на наших предприятиях? Пока этого не знает никто.
– Получается, что введенные санкции сыграли для нашего ВПК исключительно положительную роль…
– Конечно. Ведь в отрасли повысилась производительность труда, начала расти зарплата, а на предприятия пришли квалифицированные и грамотные специалисты. Все это очень хорошо, но о рисках тоже не надо забывать.
– О какого рода рисках вы говорите?
– Меня беспокоит, что руководство предприятий может не воспользоваться в полной мере сложившейся конъюнктурой. Именно сейчас на заводах, работающих на оборонку, надо внедрять и разрабатывать современные технологии, которые бы позволили им выйти на рынок в том числе и с гражданской продукцией. Если в ближайшее время этого не сделать, мы потеряем все, что наработали.
Конечно, нужны инвестиции, нужны новые конструкторские, управленческие решения. В этом процессе и роль региональной власти тоже важна, она должна всячески поддержать промышленные предприятия.
Молочко свое – ярославское
– Михаил Васильевич, вы много лет отработали в агропромышленном секторе и знаете лучше, чем кто-либо, что необходимо предпринять, чтобы наши аграрии могли полностью обеспечивать ярославцев всем необходимым – мясом, овощами, молочными продуктами. Это вообще возможно?
– Если говорить о сельском хозяйстве, то и здесь тоже есть положительные сдвиги, ведь ценовая ниша открылась, да и конкуренция уменьшилась после введения продуктового эмбарго. Но для того чтобы закрепиться на рынке, нужны кредитные ресурсы, а для предприятий агропромышленного комплекса их получение практически невозможно.
В этом плане встреча с Валерием Назаровым, генеральным директором ОАО «Росагролизинг», обещает решение многих вопросов. Мы бы очень хотели, чтобы и нашим сельхозпредприятиям был обеспечен доступ к дешевым кредитам. Поверьте, у нас в регионе немало тех, кого стоит поддержать.
– А почему на прилавках ярославских магазинов так мало продукции наших хозяйств? Ведь то же молоко, кефир, сметану многие аграрии производят, а в супермаркетах мы видим, как правило, продукцию только одного крупнейшего регионального переработчика?
– Да, проблема существует. Сети действуют по накатанной схеме, работают с поставщиками по долгосрочным договорам. Но одной из задач областной власти и является продвижение продукции местного производителя.
Сельхозпроизводитель не может все делать одновременно. И корма выращивать, и разведением крупного рогатого скота заниматься, и полученную продукцию качественно перерабатывать, и торговать грамотно. Согласитесь, это движение в сторону натурального хозяйства. Мы же живем в XXI веке, а это век высоких технологий, тут уже кустари просто неконкурентоспособны, они не выживут. Горизонтальная интеграция всегда эффективнее.
Что же касается озвученных претензий к торговым сетям, то не пускать на рынок продукты из других регионов – это тоже неправильно.
Я еще вот что добавлю. Ярославская область – один из немногих регионов России, который никогда не закрывал двери для поставщиков из соседних областей. Я помню, когда возглавлял департамент АПК, меня не раз просили, чтобы я ограничил к нам ввоз той же «молочки» из Костромы или Вологды, но я на это не шел. Это тупиковый путь.
Власть должна помочь производителям решить их основные проблемы, сделать все, чтобы сельхозпредприятия получили доступ к дешевым кредитам, а также решить вопрос с закредитованностью аграриев. Не секрет, что они брали кредиты на одних условиях, а сейчас эти самые условия значительно изменились.
Не отрываться от земли
– В нынешнем году областные законодатели неоднократно обсуждали вопросы, касающиеся качества работы учреждений здравоохранения региона, лекарственного обеспечения населения, доступности медицинской помощи. Какие проблемы решить удалось, а над решением каких надо еще потрудиться?
– Я, может быть, выскажу парадоксальную мысль, но уровень регионального здравоохранения несколько выше, чем та оценка, которую традиционно дают ему ярославцы. Да, оптимизация ЛПУ, которую провело правительство под нажимом федерального ведомства, не самым хорошим образом сказалась на качестве тех услуг, которые оказывают наши клиники. Но процесс этот остановлен, сегодня мы не закрываем ни больницы, ни ФАПы.
Что касается лекарственного обеспечения льготников, то средства на эти цели закладываются в необходимом количестве. Люди получают все нужные медикаменты, более того, мы выделили дополнительно еще 140 миллионов рублей на закупку необходимых препаратов, и 110 миллионов пойдет на ремонт больниц.
В ближайшее время в думе мы планируем создать экспертный совет, куда войдут депутаты, ученые, врачи-практики, руководители ЛПУ и отраслевого министерства. Его задача – разработать модель организации регионального здравоохранения, чтобы сделать идущий процесс управляемым, а не хаотичным.
– Депутаты думы все чаще проводят свои заседания не в тиши кабинетов, а на выезде. Чем это вызвано?
– Думаю, подобные решения вызваны тем, что мои коллеги не хотят только слышать, что им говорят представители исполнительной власти, они также стремятся убедиться лично, как в действительности обстоят дела.
Недавно члены комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству, который возглавляет Николай Бирук, посмотрели вместе с общественниками, как идет ремонт областных и муниципальных автомагистралей. Выяснилось, что не везде он начался, несмотря на заверения отраслевых департаментов. Члены комитета на подобные факты отреагировали оперативно, составили соответствующие документы и решили, что вопрос с контроля не снимут до тех пор, пока подрядчик не выполнит весь положенный объем работ.
Точно по такой же схеме работают и комитет по социальной и демографической политике и здравоохранению, им руководит Лариса Ушакова, и депутаты, входящие в состав комитетов по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи и аграрной политике, экологии и природопользованию, во главе которых стоят Ольга Хитрова и Алексей Окладников.
– Михаил Васильевич, что, по-вашему, надо сделать в первую очередь, чтобы повысить уровень жизни ярославцев?
– Надо сделать наш регион по-настоящему привлекательным для жизни! Причем не только мегаполисы – Ярославль и Рыбинск, но в первую очередь наши села и малые города. Там должна развиваться экономика, не будет ее – там исчезнет жизнь. Вот почему туда необходимо подтягивать инвесторов. Области нужна внятная экономическая политика, нужны квалифицированные кадры. Вот только решать эту проблему надо не за счет притока мигрантов из государств Азии, а за счет привлечения своей молодежи.
Очень хочу, чтобы грамотные специалисты к нам ехали со всей России и даже из Москвы. Но для этого нам надо решить множество вопросов, в том числе и экологических.
Нельзя дальше загрязнять главную водную артерию региона, нельзя сбрасывать в Волгу неочищенные стоки! Вода – это жизнь, и от того, какой она будет, зависит наше с вами здоровье. Думаю, решить эти задачи нам по силам. По крайней мере, депутаты областной думы к этому прилагают все усилия.