Синоптики предупреждают: грядущая зима будет не такой теплой, как в предыдущие годы. Сможет ли город пережить студеные месяцы без крупных аварий и перерывов в теплоснабжении, зависит от качества подготовки к отопительному сезону. О том, как проходит этот процесс, рассказал Леонид Иванов, генеральный директор МУП «Теплоэнерго».
— Леонид Михайлович, как выполняются программы подготовки к зиме на объектах МУП «Теплоэнерго» котельных и теплосетях?
Больший объем работ выполнен по тем котельным, по которым мы по графику делали плановый останов – «Веретье», «Поток», «Военная база», «Тема». По ряду котельных, таких как «Переборы» и «Волжский», значительный перечень работ удалось сделать еще до их планового останова. Но на 100 процентов пока что завершена подготовка только одной котельной – «Бабушкина». Что касается сетей, то на середину лета из планового объема более 14, 6 тысячи погонных метров выполнен ремонт почти 6,5 тысячи.
— Проводятся ли работы по благоустройству территорий после вскрытия теплотрасс?
— Большинство теплотрасс МУП «Теплоэнерго» ремонтирует самостоятельно, следовательно, нашей обязанностью является и благоустройство после раскопок. Для его осуществления предприятие привлекает сторонних подрядчиков. Здесь у нас есть стимул для ускорения темпов работ, поскольку ряд объектов, где проводились аварийные работы еще позапрошлый (2013-2014 гг.) отопительный сезон, к началу лета 2015-го года оказался по-прежнему неблагоустроенным. На сегодняшний день более половины ранее выполненных раскопок заасфальтировано, почти четверть имеют по результатам конкурса своих подрядчиков, остальные готовятся к проведению в июле конкурсных процедур.
— Успеют ли подготовиться к зиме учреждения соцсферы?
— Специалистами МУП «Теплоэнерго» проверено и принято подготовленными к зиме более половины учреждений соцсферы города. Оперативнее всего подготовились учреждения образования – более двух третей детских садов, школ, детских домов и других учреждений образования уже завершили подготовку систем теплоснабжения к следующему отопительному периоду. Медленнее всего работа идет у спортшкол (принята каждая пятая), а также больниц и поликлиник: готовность к зиме смогло показать лишь каждое четвертое медицинское учреждение.
— Какой процент от 1400 МКД подготовлен к зиме? Соблюдают ли УК и ТСЖ графики сдачи домов? Какие проблемы выявляются при работе комиссии по приемке?
— Эта объемная часть работы, к сожалению, пока что идет с отставанием от графика. Наибольший процент принятых жилых домов у УК «ЖКУ», ТСЖ «Звезда», УК «РаскатРос», «Рыбинской управляющей компании». Медленнее всего идет работа у собственников домов, находящихся в непосредственном управлении, ряда небольших управляющих компаний и товариществ собственников жилья. По домам УК «Запад», «Финансовый попечитель», «Восток», «Нордстрой» и ОАО «Управляющая компания» работа по приемке МУП «Теплоэнерго» домов могла бы идти быстрее, если бы не замечания по отсутствию изоляции на тепловых сетях в подвалах и на чердаках. Для решения этой проблемы мы вместе с компанией «Ярославские краски» в настоящее время на котельной «Тема» проводим испытания новой термоизолирующей краски. Если они окажутся удачными, то мы сможем предложить управляющим компаниям менее трудоемкий способ теплоизоляции внутридомовых сетей.
— Выполнение мероприятий по подготовке к зиме зависит от финансирования.
— Конечно, общая потребность в финансировании ремонтной программы межотопительного периода, заложенная в тариф МУП «Теплоэнерго», превышает 100 млн. руб. Большая часть этих работ делается своими силами, ремонт сложного оборудования – котлов, баков аккумуляторов, замена сетевых насосов и автоматики – с привлечением сторонних подрядчиков.
— Какова ситуация с задолженностью перед вами УК, ТСЖ и коммерческих потребителей?
— Летние месяцы – это время наибольших возможностей для всех категорий потребителей для снижения своих долгов перед ресурсоснабжающими организациями. Ведь население Рыбинска оплачивает теплоэнергию и горячую воду, исходя из одной двенадцатой, то есть примерно равными частями в течение календарного года. А начисления в межотопительный период, естественно, делаются в меньшем объеме, нежели в отопительный. Большинство коммерческих потребителей в летний период вообще отключено от наших услуг. Но далеко не все потребители имеют желание предоставленными возможностями пользоваться. Сокращение задолженности мы пока наблюдаем только у УК «ЖКУ» и у «Рыбинской управляющей компании». Еще ряд компаний, например «Запад», «Волжский», «Нордстрой», «Финансовый попечитель», не увеличивают уровень задолженности и при надлежащей платежной дисциплине в июле также могут ее сократить. Снижаются долги коммерческих потребителей, с начала июня они уменьшились на 20 процентов. Крупные платежи поступили от организаций, обслуживающих в Рыбинске объекты Минобороны РФ. Снижаются долги бюджетных организаций, финансируемых из федерального и регионального бюджетов. Полностью расплатились потребители МУП «Теплоэнерго», подведомственные Рыбинскому муниципальному району. К сожалению, ОАО «Управляющая компания», немного сократив свою задолженность в июне, по-прежнему остается крупнейшим дебитором МУП «Теплоэнерго». Объем долга, превышающий 240 миллионов рублей, соответствует полугодовому размеру начислений. А это значит, что деньги жителей, уплаченные сегодня, гасят долги ОАО «УК» только еще за зимние месяцы.
— Чтобы сократить задолженность, МУП «Теплоэнерго» намеревалось перейти на прямые расчеты с собственниками МКД. Как идет процесс?
— В течение лета в каждом из микрорайонов мы совместно с департаментом ЖКХ, МБУ «Жилкомцентр», МУП «Водоканал» проводим встречи со старшими по домам и председателями советов МКД. Такие встречи состоялись в Переборах, Веретье, Мариевке, Волжском, на Слипе и до конца лета пройдут во всех микрорайонах. По тем домам, где собственники проявили желание перейти с МУП «Теплоэнерго» или МУП «Водоканал» на прямые расчеты, представители МБУ «Жилкомцентр» и департамента ЖКХ организуют процедуру голосования, ведь переход легитимен только при согласии большинства собственников многоквартирного дома. Для нас такие встречи – еще и возможность получить обратную связь о качестве наших работ и услуг, ответить на вопросы населения, выявить проблемы, уточнить приоритеты ремонтной программы.
— Недавно рыбинские депутаты отказались внести изменения в программу муниципальных гарантий, из-за чего у предприятия возникли проблемы с кредитованием.
— Дело в том, что кредиторов не интересуют мотивы, которыми руководствовались те или иные народные избранники. Банкиры далеки от рыбинской проблематики, нюансов взаимоотношений ветвей городской власти и других подобных «вопросов местного значения». Для них это просто сигнал, что повышаются те или иные риски по конкретному заемщику. И если раньше ряд банков не требовали от нас муниципальных гарантий городского округа, то сейчас они задают больше вопросов по предлагаемым нами залогам и дольше рассматривают заявки.
— Не придется ли теперь перераспределять средства, запланированные на подготовку к зиме, направив их на расчеты с поставщиками энергоресурсов?
— Финансировать в любом случае необходимо оба направления. Мы сосредотачиваемся на выполнении уже заключенных мировых соглашений с поставщиками топливно-энергетических ресурсов в первую очередь. С подрядчиками по ремонту оборудования мы стараемся договариваться о графиках рассрочки оплат, состоящих из разумного аванса и из регулярных ежемесячных платежей. И, конечно, усиливаем работу по взысканию долгов с наших неплательщиков.