новости 19 августа 2015 12:56

Кому я могу помочь?

Волонтеры. Кто-то называет их героями, кто-то не верит в их искренность, ищет в их действиях подвох и корысть. А они просто делают то, без чего уже не представляют жизни – помогают людям, которым в жизни пришлось нелегко. В рыбинском благотворительном фонде «Хрупкий мир» работают десять волонтеров. Истории, с которыми они сталкиваются день за днем, даже слушать тяжело. Мы побеседовали с директором фонда Еленой Карпенко и узнали, как сейчас обстоит ситуация с детьми-отказниками в рыбинской детской  больнице, почему людям так важно ощутить поддержку в кризисной ситуации и чем прямо сейчас можно помочь нуждающимся.

— Елена, все мы помним историю годовой давности, когда девочка Устина на видео плакала и просилась гулять. Сейчас что-то изменилось в положении детей, которых изымают из семей и временно помещают в детскую больницу?

— Положение детей за последние полгода однозначно улучшилось. Не зря СМИ подняли эту тему, спасибо им. Заметно, что сейчас за детками хороший уход, груднички без опрелостей, спокойные, на всех кроватках бортики, мобили, на окнах жалюзи и защитная пленка от яркого солнца. В больнице нам, волонтерам, во многом идут навстречу. Если раньше медперсонал мог сказать «Не знаю, в чем будете купать!», и я приносила ванночку сама, теперь выдают ее без разговоров. Зимой даже разрешали гулять с малышами. Учишься многому у этих детей-отказников — добру, терпению, надежде. Мыла недавно трехмесячную девочку с пороком сердца. Строго меня предупредили – ее нельзя  волновать, никаких резких движений. А она такая солнечная, улыбается, довольная, даже брови ни разу не свела – «только бы это не кончалось, меня трогают, меня моют!» Так цепляется за меня, за жизнь. Думаю, вот это силища в три месяца! А мы все ноем.
А вообще надеюсь, что тема содержания в больнице здоровых детей, изъятых из семей, доживает последние дни. С 1 сентября согласно постановлению правительства России №481 детей сразу из семей необходимо переправлять в Дом малютки, минуя больницу. Предписание ярославской думы до нашей опеки довели еще весной, чтобы чиновники на местах изыскали возможность собирать документы быстро (по закону на это отводится один месяц). Дети не должны подолгу  находиться в неприспособленной для них больнице, где ими никто не обязан заниматься.
Взрослые должны понять, что каждому ребенку нужно много внимания, особенно малышу из кризисной семьи. У него и так психика нарушена, а тут его изолируют в палате с дырявым полом. И он неделями никого не видит, кроме незнакомых людей в белых халатах. Мы уже поняли – если молчать, ничего не получится. Надо громко говорить о проблеме, сколь большой бы она ни казалась.
В ярославском Доме малютки, где мы побывали в апреле, для таких малышей созданы отличные условия. Поразило большое количество персонала, очень внимательного к детям, обстановка, приближенная к домашней. Порадовала комната социальной адаптации, где малышей знакомят с предметами быта, которые домашний ребенок видит каждый день —  вешалки, утюг и так далее.

— Помощь ребенку – это огромная ответственность. Какие требования предъявляются к волонтерам, которые ухаживают за детьми в больнице?

— Для работы с детьми к волонтерам предъявляются серьезные требования: наличие медицинской книжки, справка об отсутствии судимости и так далее. В нашем деле главное не навредить, оказать помощь, в том числе психологическую, грамотно. Среди нас есть профессиональный психолог.

— Кому, кроме отказников, вы еще оказываете помощь?

— Работа сейчас ведется по двум направлениям – во-первых, единовременная помощь (деньгами, памперсами, питанием), во-вторых, так называемое ведение кризисной семьи. Здесь волонтеры выступают в роли старших товарищей для людей, у которых зачастую никого больше нет, — для выпускников детских домов и интернатов. Помогают разменять квартиру с пьющими родственниками, обставить новое жилье мебелью, подготовить приданое для малыша. Да и просто прибить карниз, вынести тяжелый шкаф, повесить шторы.
Фонд постоянно ведет несколько семей, попавших в кризисную ситуацию. По сути, волонтеры зачастую опекают уже взрослых, но еще таких незрелых родителей, направляют их по жизни, подбадривают. Тех, кого не научили, как это – жить самостоятельно.
И здесь есть очень хорошая динамика. В одном случае опека ставила вопрос об изъятии ребенка из семьи, до того там все было плохо, мы подключились, поддержали мать, и теперь она самостоятельно оформляет детские пособия, устраивает ребенка в сад, заботится о нем. Подчас нужно лишь чуть-чуть помочь, показать выход из трудной ситуации, чтобы надежда поселилась в сердце. Дальше люди мобилизуются и идут по жизни самостоятельно. Судьба у всех складывается по-разному. Одни семьи из проблем вылезти не могут, другие живут хорошо и не замечают чужих проблем. Моя задача — показать друг другу этих людей.

— Охотно ли вам помогают рыбинцы?

— Шевелить людей можно и нужно, люди у нас очень отзывчивые. Просто зачастую нужно связующее звено. Одни не знают, как попросить. Другие не знают, чем помочь. По большей части мы выступаем как координаторы. А когда добровольцы начинают действовать, уже они говорят нам «спасибо» за то, что мы предоставили возможность кому-то помочь. В начале прошлого учебного года к нам обратилась учительница, взявшая класс коррекции. Чуть не плачет: у учеников родители-инвалиды, матери-одиночки, денег на прописи и канцелярские товары в семьях вообще нет. Я попросила своего знакомого помочь, он купил огромный запас школьных принадлежностей. Потом благодарил меня: «Спасибо, я даже не представлял, как это приятно – помогать!»

— В каком направлении вы бы еще поработали?

— Давно у меня в мыслях создать службу психологической поддержки при роддоме, в чьи задачи будет входить отговаривать матерей отказываться от детей. Подобная служба успешно действует в Ярославле. Бывает, молодая мать приходит в роддом с четким намерением отказаться от ребенка, к этому ее подталкивают родственники, понимающие, что еще одного ребенка им не потянуть финансово. Тут и подключаются наши волонтеры, однажды они собрали для малыша такой растерянной мамы годовой запас памперсов, одежды, коляску-кроватку. Сейчас эта семья уже не представляет жизни без своего ребенка. Всего нашим волонтерам удалось убедить трех мам оставить малышей в семье.

— Как горожане могут помочь детям и фонду?

— Впереди 1 сентября, можно помочь деньгами (положить их в ящик для пожертвований в магазине «Розовый дельфин»), канцтоварами или позвонить мне лично, я скоординирую добровольцев с нуждающимися семьями, где есть дети-школьники. Всегда требуются волонтеры на личном транспорте (привезти одежду, питание, подбросить до больницы). Нужна «новорожденка» — одежда для самых маленьких, памперсы, косметика, питание.

«Хотелось бы обратиться к горожанам. Посмотрите вокруг — рядом с вами живут люди, которым очень нужна ваша помощь. Небольшая, но очень значимая для них. Наверняка в каждом доме есть хорошая одежда, которая стала мала, книги, которые сто раз прочитаны, игрушки, которыми уже не играют дети. Просто спросите себя: кому я могу помочь прямо сегодня, сейчас?»

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме