Тарифы на коммунальные услуги растут с таким завидным постоянством, что собственники жилья начинают всерьез задумываться об экономии ресурсов и о сокращении платежей. Наилучших результатов в этом добились жители домов, перешедшие на оплату тепловой энергии по показаниям приборов учета и заключившие прямые договоры с МУП «Теплоэнерго». Об этом рассказал Леонид Иванов, генеральный директор предприятия.
— Леонид Михайлович, в чем заключается интерес собственников при заключении прямых договоров с теплоснабжающей организацией?
— Собственники могут перейти на прямые расчеты, если хотят, чтобы до ресурсоснабжающей организации уплаченные ими средства доходили в срок и без задержек. Любая задержка в поступлении сумм за тепло и горячую воду ведет к нехватке средств на поддержание надежности теплоснабжения, к снижению финансирования ремонтов оборудования котельных и замены тепловых сетей.
Следует сказать, что на осеннюю сессию Государственной Думы РФ Правительством РФ готовится внесение законопроекта об изменениях в Жилищный кодекс. Он упростит процедуру перехода к прямым расчетам с ресурсоснабжающей организацией каждого многоквартирного дома и в большинстве случаев сделает ее обязательной с 2016 года. Но путь любого закона от обсуждения до принятия и вступления в силу долог, и в предстоящий отопительный сезон он не заменит собой нынешнюю процедуру выбора собственниками порядка расчетов за коммунальные услуги.
— Как выполняют управляющие организации обязанности по сбору средств и расчетам с вашим предприятием? Кто из них является «лидером» по неплатежам?
— В целом управляющие организации справляются со сбором средств в течение 2015 года хуже, чем собственники тех домов, которые уже сегодня перешли на прямые расчеты. Главных показателей два. Вопервых, объем долгов. УК и ТСЖ на начало осени должны «Теплоэнерго» более 640 млн. руб. Самым крупным должником – более 250 млн. руб. – является ОАО «Управляющая компания». Вовторых, величина долга в периодах начислений (месяцах). Она показывает, через сколько месяцев уплаченные жителями деньги попадают к ресурсоснабжающей организации. Здесь хорошо видны как дисциплинированные УК с долгом не более 3-х месяцев («РаскатРос», «Восток», «Финансовый попечитель»), так и те, у кого долг превышает зачастую 56 и более месяцев начислений (ЖКК «Приволжье», ТСЖ «Звезда», УК «ЖКУ», «Нордстрой», ОАО «Управляющая компания»). Ряд управляющих компаний при этом заключили с «Теплоэнерго» и исполняют соглашения о рассрочке накопленных ранее долгов – «Рыбинская управляющая компания», УК «ЖКУ», «Финансовый попечитель», ТСЖ «Звезда».
— Часть собственников перешла на прямые расчеты. Сколько домов уже заключили договоры с МУП «Теплоэнерго»? У кого платежная дисциплина выше: у них или у тех, кто оплачивает услуги через УК?
— К началу лета на прямых расчетах с «Теплоэнерго» были 564 дома, это около 22 тысяч квартир. В процессе перехода находятся еще шесть домов. Мы ожидаем увеличение количества собраний и голосований собственников по переходу на прямые расчеты с осени, когда горожане вернутся из отпусков и с дач. Платежная дисциплина горожан на прямых расчетах постоянна – примерно 90% от начислений, и это лучше, чем показатели по домам, где деньги за коммунальные услуги собирают управляющие компании.
— Как относятся УК к заключению прямых договоров с собственниками? Оказывают они вам содействие в проведении общих собраний или препятствуют в организации процесса?
— Поразному. Кто-то молчит, а кто-то даже отговаривает собственников. Аргументы против прямых расчетов при этом звучат странные. Например, что ресурсники не будут делать перерасчеты в случае перерывов в горячем водоснабжении и станут начислять по максимуму. Но на самом деле сами УК делают перерасчеты не автоматически, а лишь по заявлению собственников. При этом «Теплоэнерго» при выставлении счетов в адрес управляющих организаций обязано учесть все отключения, приводившие к сверхнормативному перерыву в подаче отопления или горячей воды.
Есть компании, в которых переход на прямые расчеты начался три года назад (УК «Волжский» и ОАО «Рыбинская управляющая компания»), и они на своем опыте убедились, что поводов для страхов нет.
— С начала 2016 года для тех, у кого квартиры и дома не оборудованы приборами учета, увеличиваются нормативы потребления коммунальных услуг. Какой процент МКД Рыбинска «оприборен» тепловыми счетчиками? Сколько из них перешли на расчеты по ним? Выросли или сократились платежи в результате перехода на оплату тепловой энергии по ПУ?
— С установкой ОДПУ в Рыбинске серьезное отставание – «оприборены» только 35% многоквартирных домов. По требованиям федерального закона «Об энергоэффективности» №261-ФЗ в Рыбинске необходимо установить общедомовые приборы учета теплоэнергии и ГВС дополнительно к имеющимся 265 еще в 619 домах. При этом в 154 из них управляющие компании и собственники должны устранить проблемы, не дающие технической возможности для их установки. Надо сказать, что далеко не все приборы, которые установлены, введены в эксплуатацию. Например, на начало прошлого отопительного сезона в домах ОАО «УК» были не введены в эксплуатацию 48 из 104.
По домам, где приборы установлены и работают, собственники уже успели получить экономию – по различным домам она составила от 5 до 22% в отопительный сезон. Экономия тем больше, чем больше усилий потрачено управляющими компаниями и собственниками помещений на мероприятия по энергосбережению внутри дома. Если выбиты стекла на лестничных клетках или отсутствует тепловая изоляция на внутридомовых коммуникациях, то прибор будет лишь считать потери тепла.
Для «Теплоэнерго» увеличение количества счетчиков важно, потому что позволит узнать точную разницу между объемами тепла и горячей воды, вырабатываемыми предприятием и потребляемыми абонентами. Тогда по каждому из тепловых районов мы точно будем представлять потери – как на сетях при транспортировке, так и внутри домов. А значит, сможем оперативнее устранять их причины, качественнее планировать и осуществлять текущие и капитальные ремонты тепловых магистралей.
— Не являются ли переход на прямые расчеты и оплату по общедомовому ПУ взаимоисключающими процедурами, ведь в том и другом случае обеспечивается ясность расчетов и прозрачность платежей?
— Нет, это не противоречащие друг другу процедуры. Заключив прямой договор, каждый собственник перестает кредитовать своих соседей-должников и посредника в лице управляющей компании, которая получает дополнительный доход, месяцами «прокручивая» его деньги. А картину энергопотребления по дому в целом дает прибор учета. Согласно законодательству оплатить общедомовые нужды, если их величина превышает норматив, сегодня должна управляющая организация – ведь именно от выполнения ею договора управления зависит энергосбережение в доме.
Предложение об установке приборов учета размещено на сайте МУП «Теплоэнерго». Прибор мы готовы установить за свой счет с возмещением этих затрат собственниками – либо одномоментно, либо в рассрочку на 5 лет. Собственники жилья должны оплатить установку ОДПУ, поскольку после ввода в эксплуатацию прибора он становится частью общедомового имущества. В любом случае решение об установке прибора также необходимо принимать собственникам. Мы готовы помогать в проведении собраний, дать полную информацию о стоимости прибора в зависимости от адреса и параметров дома и о возможной экономии, полученной на аналогичных домах.