С 18 по 25 сентября в России проходит неделя альтернативных видов транспорта. Автомобилистам предлагают оставить своих «ласточек» и… пересесть на велосипеды. Вместо вредных выбросов в атмосферу — здоровье и физкультура, вместо стрессов в пробках — позитив от прогулки с ветерком.
Велотранспорт в России стремительно набирает популярность, можно сказать, становится модным. И это неудивительно, ведь велосипед — транспорт маневренный и экономичный. Ему отдают предпочтение люди активные, те, кто заботится о своем здоровье и окружающей среде. Жители некоторых европейских стран почти полностью отказались от машин и пересели на легких железных коней. В Нидерландах, например, количество велосипедистов практически равняется числу населения.
Число рыбинцев, которые крутят педали, пусть не как в Старом Свете, но тоже становится заметнее. Открываются велопарковки у крупных торговых центров и маленьких кафешек. Теплыми вечерами Волжская набережная полна велолюбителей, совершающих променад после работы. Нередко горожане выбирают велосипед основным средством передвижения – на нем и на дачу, и на работу, и в гости.
Мы узнали у рыбинцев, почему они предпочли автомобилю легкого двухколесного друга, какие радости и трудности ежедневно ждут велосипедиста на городских дорогах.
Дмитрий Черников, замначальника ЕДДС Рыбинска: «Велосипед оздоравливает»
— Сколько себя помню – всегда на велике. Жил в детстве в маленьком поселке, проблемы с общественным транспортом решались благодаря велосипеду. Сейчас у меня отличный скоростной железный конь, на нем с удовольствием покоряю городские пространства, передвигаюсь и по рабочим делам, и просто развеяться. Езда на велосипеде оздоравливает, нормализует давление, помогает избавиться от стрессов. Проедешь до Демина и обратно – уже успокоился.
Основные проблемы известны, наверное, любому рыбинцу-велолюбителю – недостаток велопарковок, мало пандусов, плохо преодолимые бордюры. Остро чувствуется недостаток велодорожек или хотя бы повсеместных крепких и ровных обочин, особенно за городом. Бываю в отпуске в Бресте, в Белоруссии – велодорожки и велопарковки там везде, чувствуется забота о нашей двухколесной братии. Заставляет грустить и короткий российский велосезон.
Еще одна беда, что некоторые водители отказываются считать тебя полноценным участником движения, не пропускают на главной дороге, но это, скорее, вопрос общей культуры человека. Бывают, конечно, и среди нас недобросовестные ездоки. Совет велобратьям: соблюдайте ПДД, обратите внимание на заметность экипировки, не пренебрегайте катафотами и светоотражающими элементами.
Максим Чечурин, сборщик цеха № 80 НПО «Сатурн»: «С велосипедом стал меньше тратить»
— Я езжу от ул. Ворошилова на велосипеде все лето и почти всю весну. Велосипедные стойки у завода очень пригодились. Кстати, я стал ощутимо меньше тратить – исчезла статья расходов на бензин. Основное неудобство на дорогах для меня – троллейбусы и автобусы, ведь когда едешь в крайней правой полосе, есть риск, что автобус затрет тебя к обочине. Радуюсь моментам отдыха, когда можно полюбоваться Рыбинском, красотой и гармонией архитектуры и природы. Думаю, велосипед – реальная альтернатива автомобилю.
Алексей Тюлькин, директор кофейни «Братья Люмьер»: «Обязательно сделаем для посетителей велостойки»
— Наряду с автомобилем передвигаюсь по городу на велосипеде, с удовольствием катаюсь на Волжской набережной. Заметил, что на два колеса сейчас стремится пересесть не только активная молодежь, но и люди в возрасте – все, кто заботится о своем здоровье.
Велосипедисты — частые гости нашей кофейни. Сейчас мы переезжаем, и по новому адресу обязательно появятся велостойки. К сожалению, на дорогах Рыбинска на велике зачастую чувствуешь себя не защищенно. Иногда становится страшно от того, что творят неадекватные водители – не включают поворотники, подрезают, неожиданно обгоняют, да и качество дорожного полотна подчас оставляет желать лучшего.
Рыбинску есть куда стремиться в вопросе организации безопасного велопространства. Сам стараюсь не нарушать, быть заметным на дороге — в сумерках на мне обязательно светоотражающие элементы, днем — яркая одежда.
Вячеслав Пелевин, водитель категорий А, В, С с 27-летним стажем: «Велосипедист – не тот, кто не накопил на машину»
— Несмотря на наличие бензиновых «лошадиных сил», на работу до холодов езжу на велосипеде. Автомобиль и мотоцикл – техника для дальних поездок. В прошлом те времена, когда велосипедист воспринимался со снисхождением — как человек, не накопивший на машину. В западных странах крутят педали руководители всех уровней — вспомните мэра Лондона. И это легко объяснимо.
Велосипед более маневренный, с ним не грозят никакие пробки, и по городу на нем можно передвигаться даже быстрее, чем на авто, если ехать по тротуарам без светофоров. Экономическую составляющую тоже нельзя сбрасывать со счетов – сколько бы ты потратил на бензин, а тут удовольствие бесплатное.
Ну и действительно это вариант совместить приятное с полезным для здоровья. Правда, не радует отношение автомобилистов. Если ты едешь в яркой экипировке на современном велике, еще ладно, а если на стареньком советском и в дачном виде – тогда уважения точно не дождешься. В этом есть вина и самих велосипедистов, которые выезжают на трассу, не зная элементарных правил, и создают аварийные ситуации.
Ирина Киселева, консультант-юрист администрации Рыбинска: «Велопрогулки — это тихий восторг!»
— Велосипедная тема подманивала давно. Мелькнет в интернете чей-то захватывающий отчет о велопутешествии, взбудоражит… А прикинешь расходы на покупку, умножишь на двоих — сколько денег за раз! А вдруг не покатит, не привьется? И растаял энтузиазм, пал жертвой рационального подхода.
Помог юбилей. Дети, помня наши вздохи, одарили велосипедом. Велосипед № 1 в нашей семейной команде — мужской, большие колеса, амортизирующая вилка, фирма с именем. Сгонять в магазин за вторым было делом одного дня (попроще и подешевле, главное — с багажником и женской рамой).
Тихий восторг начал подкатывать уже при первом выезде. Едет! Чуть крутанешь, а он едет и едет! Это тебе не пешком, шаг шагнешь — больше не прибавится. И мягко, комфортно. С момента обретения велосипедов пошел второй год, они полюбились, стали незаменимы. На работу — на велосипеде, утром и вечером — фитнес даром, как ни крути — фигуру подтягивает.
Нам, «офисному планктону», самое то. И доставка покупок на дом — довезет сам, не оттягивай, хозяйка, руки. Поехал куда — велосипеды пристегнул на велобагажник, в любой момент снял — и любуйся красотами-достопримечательностями. И велопутешествия уже за спиной. Пусть небольшие, но яркие, сердцу дорогие. Так что покатило!
Сергей Фролов: «Сажусь в седло, нажимаю на педали и ловлю кайф»
— Велосипед для меня – единственное и очень любимое средство передвижения. У меня он складной и легко помещается в квартире. Он не требует никаких затрат и избавляет от необходимости ждать общественный транспорт. И если нет дождя или снега, я просто сажусь в седло, нажимаю на педали и ловлю кайф. А с автомобилистами у нас давняя взаимная нелюбовь. Всем известно, как некоторые водители нас не уважают – и подрезают, и проносятся вплотную, прижимая к бордюру, на узких загородных дорогах оттесняют чуть ли не в кювет. Конечно, не все такие негодяи, это зависит от личности человека. Хочется, чтобы взаимоуважения и ответственности на дорогах было больше.