Виновен в растрате и получении взятки. Такой приговор вынесла 23 сентября судья Рыбинского городского суда Елена Грицай временно отстраненному от должности главе Рыбинска Юрию Ласточкину. А в качестве наказания — 8 с половиной лет лишения свободы в колонии строгого режима, штраф в размере 140 000 000 рублей и компенсация полученной взятки — еще 1 000 000 рублей.
Глава с наказанием не согласен и будет отстаивать свою невиновность в апелляционной инстанции.
Юрия Ласточкина арестовали в октябре 2013 года по подозрению в получении взятки от бывшего директора МУП «Теплоэнерго» Владимира Иванова. Последний утверждает, что передавал деньги через бывшего помощника главы Геннадия Телегина за гарантии трудоустройства.
500 тысяч рублей были обнаружены во время ареста Геннадия Телегина в его кабинете. У Ласточкина при обыске в здании администрации и дома денег не нашли. В тот день он находился в отпуске, и полиция задержала его на охоте в Рыбинском районе. Однако показаний Телегина и Иванова хватило для того, чтобы арестовать главу.
Помимо взятки, Ласточкин был обвинен в том, что в 2009 году, в период работы генеральным директором НПО «Сатурн», продал подконтрольной ему компании комплекс принадлежавших НПО водоочистных сооружений за 4,8 миллиона рублей, хотя рыночная стоимость объекта составляла больше ста миллионов. Таким образом, НПО «Сатурн» считает, что предприятию был причинен ущерб на сумму более 112 миллионов рублей.
В октябре 2013 года Кировский суд Ярославля удовлетворил ходатайство следствия о содержании Ласточкина под стражей и поместил его в СИЗО «Коровники». В начале 2014 года дело передали московским следователям и подозреваемого перевели в столичный изолятор «Матросская тишина».
По утверждению адвокатов рыбинского главы, следственные действия и экспертизы проводились медленно, защита обвиняла следователей в затягивании процесса. В результате следствие длилось более полутора лет. И только в апреле 2015 года уголовное дело было передано в Рыбинский городской суд, который в мае провел предварительное заседание, а в июне открыл судебный процесс.
Растрата
Первоначально Юрия Ласточкина обвинили в превышении должностных полномочий при продаже очистных сооружений. Но поскольку заявления пострадавшей стороны – НПО «Сатурн» — так и не поступило, статью переквалифицировали, и появилось обвинение в растрате.
Позиция следствия строилась на том, что Ласточкин, будучи генеральным директором, продал имущество аффелированной ему структуре по заниженной цене – 4,8 миллиона рублей. К делу были привлечены эксперты, которые определили стоимость водоочистных на 2009 год в 116 миллионов рублей.
Защита настаивает, что цена, определенная экспертами, завышена исходя из рыночной ситуации послекризисного года. Сам Ласточкин говорит, что аналогичных сделок было проведено очень много, завод активно избавлялся от непрофильных активов, безвозмездно передавал многие объекты, а очистные сооружения к тому времени в процессе производства были не задействованы. По его утверждению, к предприятиям – участникам сделки — он никакого отношения не имел, договор подписал по полномочиям Устава. Это подтверждают и многочисленные свидетели.
Однако суд отверг доводы защиты, исключив из обвинительного заключения только стоимость земли под водоочистными сооружениями и требования возмещения ущерба предприятию – 112 миллионов рублей.
По обвинению в растрате суд приговорил Ласточкина к четырем годам лишения свободы. Материальные претензии НПО «Сатурн» может предъявить в порядке гражданского процесса.
Взятка
Обвинение в получении взятки строится на показаниях двух свидетелей – Владимира Иванова и Геннадия Телегина. Первый утверждает, что Юрий Ласточкин вымогал у него взятку сначала за победу в конкурсе на должность директора МУП «Теплоэнерго», затем – за трудоустройство заместителем директора в этом предприятии. Речь шла о двух миллионах рублей, деньги – дважды по 500 тысяч — якобы передавались через Геннадия Телегина.
Телегин сразу после задержания осенью 2013 года заключил сделку со следствием, вину свою признал и в июле 2014 года был осужден на пять лет условно и штрафу в размере четырех миллионов рублей.
Оба свидетеля утверждают, что переданные Ивановым Телегину деньги предназначались Ласточкину.
Однако ни пятисот тысяч, ни каких-либо других денег у Юрия Ласточкина обнаружено не было. Он говорит, что Иванов действительно предлагал ему деньги для избирательной кампании кандидатов в депутаты областной думы, однако дело дальше разговоров не двинулось.
Юрий Ласточкин не состоял членом конкурсной комиссии по назначению директора МУПа и влиять на трудоустройство Иванова не мог, что подтверждают многочисленные свидетели защиты. В дни передачи взятки, в июле и октябре 2013 года, Ласточкин отсутствовал в здании администрации и ничего о договоренностях Телегина и Иванова не знал.
Глава считает дело о взятке провокацией, однако суд не нашел этому подтверждений. И приговорил Ласточкина к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Государственное обвинение требовало приговорить Ласточкина по обоим обвинениям к одиннадцати годам строгого режима.
В конечном счете, после объединения приговоров по растрате и взятке, суд вынес решение – восемь с половиной лет строгого режима, штраф в 140 миллионов рублей и компенсация взятки – один миллион рублей.
Сразу после оглашения приговора Юрий Ласточкин завил в суде:
— Все абсолютно ожидаемо. Никто не надеялся, что в Рыбинском городском суде будут совершать гражданские подвиги. Всем, кто хочет разобраться, что у нас происходит, я рекомендовал бы изучать дело Сугробова и дело Колесникова. Впереди апелляционный суд. Адвокаты будут работать. Ни в коем случае не признаю себя виновным ни по первому, ни по второму эпизодам.
Я благодарю адвокатов за работу и благодарю тех граждан Рыбинска, которые меня поддерживали и поддерживают в ходе всей этой истории.
Рубен Маркарьян, адвокат Юрия Ласточкина, так прокомментировал приговор:
— В мотивировочной части приговора абсолютно все доказательства защиты судом не принимались, в то же время даже те доказательства, которые были получены с нарушением закона, но со стороны обвинения судом принимались.
Что бы мы ни делали, какие бы мы ни представляли доказательства, все они разбиваются о показания двух ключевых свидетелей — Иванова и Телегина. Оснований не доверять им у суда не имеется. Почему? Потому что судья считает, что они долго работали с Ласточкиным, и поэтому нет оснований думать, что они могли как-то его обмануть. Все остальное судом не рассматривается.
Я хотел бы отметить два момента. О свидетелях защиты в приговоре было сказано примерно так: суд не доверяет их показаниям, потому что они все помнят события в пользу подсудимого. А по другим обстоятельствам свидетели пояснений дать не могут, ибо не помнят. Поэтому суд им не доверяет.
При этом точно такая же амнезия была со стороны свидетелей обвинения. Они помнят только то, что выгодно прокурору, все остальное не помнят напрочь, и иногда вспоминают под дополнительными вопросами. Тем не менее суд не обращает на это внимания.
И второе. На мой взгляд, судья поставила глобальный вопрос, когда отвергла доказательства, добытые защитой, — заключения специалистов, которые имели смелость критиковать экспертизу. Судья сказала, что нельзя верить этим заключениям, потому что они сделаны на коммерческой основе, значит, финансово эксперты, привлеченные защитой, от защиты зависят. Это очень смелый вывод, потому что защита имеет право привлекать специалистов для представления доказательств. У нас нет бесплатных специалистов. Они все платные. Следственный комитет тоже привлекает специалистов на платной основе. Мало того, они находятся в служебной зависимости.
Дальнейшие наши действия — это апелляционная жалоба.
Высказал свое мнение член Совета Федерации от Ярославской области Анатолий Лисицын:
— Я надеялся, что рассмотрение дела будет принципиальным и объективным. К сожалению, этого не случилось. Что поделаешь, процесс, на мой взгляд, абсолютно заказной. Сегодня такие талантливые люди, как Юрий Ласточкин, не в чести, а закон применяется в основном для того, чтобы кого-то «отмазать».
Прокомментировал приговор и Михаил Боровицкий, председатель Ярославской областной Думы:
— Если рыбинцы посчитают решение суда неадекватным, то негатив в городе обязательно будет. Как он выплеснется, мне пока сложно говорить — либо это будет публично и одномоментно, либо на протяжении какого-то времени. Возможно, даже через выборы. Анализируя ту информацию, которая была нам доступна, я не уверен, что для государства и Рыбинска правильнее исключить Ласточкина из общества. На мой взгляд, было бы гораздо полезнее дать ему возможность реализовать свой потенциал. В чем его опасность? Я лично не вижу.
Ярославский политолог Евгений Голубев так написал в своей статье «Последствия будут. Позже…»:
— Решение рыбинского суда по делу Ласточкина может вылиться в негативные последствия как для города, так и для региона в целом.
Осужденный Ю. Ласточкин остается лидером общественного мнения в Рыбинске… (опросы взрослого населения Рыбинска проводились Аналитическим центром «ЛИН-кор» 20-29 мая 2015 г.). Законно избранный мэр Рыбинска Ю. Ласточкин несправедливо осужден. Он остался в памяти народной как эффективный управленец, который многое сделал для города.
А вот что говорит бывший помощник рыбинского прокурора Елена Смирнова:
— Это уголовное разбирательство — весьма значительный повод к осмыслению недостатков российской судебной системы. От принципа оценки доказательств судьей по своему внутреннему убеждению до назначаемых сроков наказания. Но дело даже не в этом. Общее ощущение — история повторяется. Новый этап, новый виток. И процессы уголовные не на идеологических противоречиях замешаны, а на экономических. Грустно.
Что дальше?
И.о. главы Рыбинска Леонид Можейко сразу после решения суда так прокомментировал ситуацию:
— Для меня приговор Юрию Васильевичу — огромное разочарование. Аргументы, которые прозвучали в суде, вызывают недоумение: в них слишком много расхождений.
Мы с юристами занимаемся сейчас их юридической оценкой — хочется понять настоящую природу приговора. Очень надеюсь на апелляцию, которую готовит сторона защиты.
Один из самых распространенных вопросов журналистов: отразится ли приговор рыбинского суда на деятельности администрации Рыбинска? Только тогда и в том случае, если приговор вступит в законную силу. После этого должен осуществиться переход власти. В соответствии с изменениями в областном законодательстве реализуется новая конструкция: будет выбран новый председатель Совета, он же глава Рыбинска. Затем комиссия определит сити-менеджера, который будет работать по контракту.
В настоящий момент я исполняю обязанности и главы города Рыбинска, и главы администрации. Я так думаю, что и часть нынешних полномочий главы администрации также будет перераспределена в сторону Муниципального Совета. Но положение о сити-менеджере не разработано, поэтому о том, кто и за что будет отвечать, говорить рано. Над этим предстоит еще много работать.
Никаких личных оценок по поводу конкретных кандидатов на должность сити-менеджера в Рыбинске (их фамилии называют СМИ) делать не хочу. Я думаю, что если люди сами себя предлагают на эту должность, то это ответственный шаг, который нужно приветствовать. Если их выдвигают другие люди, то хотелось бы знать, кто именно, потому что комиссия еще не создана и официально никаких списков не существует.
Конструкция, о которой говорит Леонид Можейко, это отказ от прямых выборов главы Рыбинска и введение должности главы администрации (сити-менеджера), на которого будут возложены полномочия в хозяйственной деятельности города. Назначаться он будет комиссией, половина членов которой формируется рыбинскими депутатами, половина – губернатором Ярославской области. Главой Рыбинска будет считаться избранный из числа депутатов председатель Муниципального Совета.
Эта схема городского управления возможна только после того, как свое решение вынесет апелляционная инстанция, и обвинительный приговор Юрию Ласточкину вступит в законную силу. Если областной суд оправдает отстраненного главу, что нельзя исключить как вероятное развитие событий, Юрий Ласточкин доработает до конца выборного срока – до сентября 2017 года. И останется в истории Рыбинска последним главой, избранным на всенародных выборах.