Детство Валентины Ивановны пришлось на черные военные годы. В первые дни войны погиб на фронте отец, вскоре не стало матери. Пятилетняя Валя и двое ее братьев остались сиротами. Бабушка не хотела отдавать внучат в детский дом, но и содержать малышей ей было не под силу.
Старший брат Игорь ходил по деревням в поисках пропитания, да старая корова давала немного молока. Потом и это нехитрое хозяйство пришло в упадок. Председатель колхоза отвез детей в угличский детский дом. Сложно было привыкать к жизни в большом коллективе.
Однажды, взяв младшего Алешу, Валя сбежала повидаться с бабушкой. Детей вернули, объяснив, что бабушки больше нет. Они остались совсем одни и, как могли, опекали друг друга. Валентина Ивановна вспоминает:
— Я очень любила младшего братишку Лешеньку. Даже когда мы выросли, и он завел семью, очень часто навещал меня – видел во мне что-то материнское, то, чего он почти не знал в своей жизни.
Несмотря на горечь потерь, Валентина Ивановна с теплотой рассказывает о времени, проведенном в детском доме. Он стоял прямо на берегу Волги, и летом ребята купались с утра до вечера. Находилось время для игры в лапту и волейбол, с удовольствием ставили спектакли в самодеятельном театре. «Плохое забылось, а хорошее осталось в памяти надолго», — говорит она.
Было у Вали еще одно увлечение, отличающее ее от других ребят. Она очень любила маленьких детей.
— Видя мое отношение к детям, со мной, двенадцатилетней, родители отпускали своих малышей в скверы, парк. Мы с ними плели венки, гуляли, играли. Тогда я и поняла, работа с детьми – мое призвание. По окончании семи классов выучилась в Угличском педучилище на учителя младших классов, — вспоминает ветеран.
Как ни хотелось Валентине продолжить учебу в Ярославском пединституте, нужно было себя обеспечивать. После училища ее по распределению послали под Павлодар, на северо-восток Казахстана. «Страшная жара, вода только соленая, полный рот песка», — первые впечатления девятнадцатилетней девушки, приехавшей за тридевять земель с тяжеленными чемоданами, набитыми учебниками на казахском языке.
Но книги не пригодились — учениками Валентины Ивановны стали переселенцы — поволжские немецкие подростки, немногим младше своего учителя.
Они меня испытывали, конечно, — улыбаясь, вспоминает педагог. – Еще бы, я преподавала их родной немецкий, закончив лишь краткие курсы. Часто ставили меня вопросами и замечаниями в тупик. Приходилось выкручиваться.
Учителей не хватало. Кроме немецкого, Валентина Ивановна вела физкультуру, рисование, черчение, пение.
— Мы, активные молодые учителя, буквально разрывались между школой и целиной, — вспоминает она. – Рисовали плакаты, агитки, готовили с учащимися концерты и лекции для целинников, сами спасали урожай от сусликов и выгружали зерно из комбайнов.
Первую в жизни юного педагога награду — медаль «За освоение целинных и залежных земель» — Валентине Ивановне торжественно вручали в Алма-Ате.
Вернуться в родные края Валентину заставило несчастье – трагически погиб муж. Взяв сына и дочь, женщина переезжает в Рыбинск к родственникам. Она идет в гороно устраиваться на работу — без прописки, без жилья, без высшего образования.
— Не знаю, чем я приглянулась заведующему гороно Константину Королеву и его заместительнице Маргарите Назаровой, — вспоминает педагог. — Но они поверили в меня и сразу поставили директором начальной школы №18 на Соборной площади. Почти все дети — из неблагополучного района за старым роддомом, очень бедные.
Горячего питания в школе не было. Стали мы водить малообеспеченных ребятишек в котлетную по соседству. Потом пошла я к шефам – ребятам с кондитерской фабрики — и попросила помочь со сладкими подарками для успевающих учеников. Помню, тогда только появились конфеты «Птичье молоко», они их и принесли нашим отличникам. Радость у детей и родителей была до неба!
Подружились мы с соседями — театром кукол. Начали приглашать в школу актеров и баяниста. Веселые у нас стали праздники! Потом нашу школу закрыли, а меня перевели в гороно на должность заведующей методическим кабинетом.
Валентине Ивановне поручили сложное и ответственное дело, которым до нее почти никто не занимался, – повышать квалификацию учителей Рыбинска. По сути, она закладывала основы методической работы в городе.
— Я не знала, с чего начать, — рассказывает Гулько. — А потом прочла в газете о ленинградском Университете учителя. Недолго думая, решила создать в Рыбинске его аналог. Созвала первых рыбинских методистов – сильных учителей-общественников.
И дело пошло. В рыбинский «университет повышения квалификации» приезжали авторы учебников из Москвы и Питера — рассказывали о новинках методлитературы. Преподаватели рыбинского авиационного института учителям читали лекции по физике, химии, черчению, иностранным языкам. Новейшие педагогические разработки по русскому и литературе получали по почте напрямую из Москвы.
— Это теперь повышением квалификации учителей занимается целый информационно-образовательный центр, а тогда была я одна, — говорит ветеран. Методкабинетом гороно Валентина Ивановна заведовала больше десяти лет, ее наградили значком «Отличник народного образования».
Следующий этап — заместитель заведующего отделом народного образования. Отдел гороно тогда представлял собой небольшой коллектив из семи человек, а образовательных учреждений было больше, чем сейчас, — 43 школы и 103 детских сада.
Заведующий Константин Королев строго заявил новому заму: «Дорогая, чтобы месяц тебя в отделе я не видел! Объезжай школы, знакомься с руководством, с проблемами, с особенностями!» И к первому собранию с директорами школ Валентина Ивановна подготовилась на «отлично».
— Многие директора тогда были мужчины, да еще какие — с огромным педагогическим опытом, руководители-асы. Было страшновато, — вспоминает Валентина Ивановна. В ее обязанности входил прием учителей на работу.
— Подходит однажды первое сентября, а у меня семнадцать первых классов без учителей, — вспоминает она. — Тогда я решила доверить первоклашек отличникам-десятиклассникам. Обещала им поступление без экзаменов в пединститут. Потом из них получились замечательные учителя.
Валентина Ивановна объездила полстраны, изучая новейшие разработки образования, чтобы внедрить их потом в школах Рыбинска. Делилась педагогическим опытом на конференциях в Липецке, Петрозаводске, Пятигорске, Орле. Из Тюмени она привезла идею готовых рабочих тетрадей, которые сегодня знакомы любому школьнику.
— О нас, рыбинских педагогах, не раз говорили – вы всегда идете впереди России всей — Особенно мы соперничали с коллегами-ярославцами, — рассказывает Валентина Гулько . В руководстве народным образованием она работала почти тридцать лет, ее наградили почетным знаком «Отличник просвещения» и медалью «За доблестный труд».
Наступили девяностые с их неразберихой и борьбой за власть. Валентина Ивановна решила оставить руководящую работу. Она вспомнила о своей подростковой мечте работать с малышами и перешла в детский сад.
— Я не люблю шума. А тут все стали с боем рваться работать в гороно. Думаю – боже мой, надо уходить! В одной командировке я успела отучиться и получила диплом логопеда, вот он и пригодился, — вспоминает педагог. Она выполнила задуманное когда-то в юности — пошла работать в детсад, к малышам.
Пенсия у Гулько выходила мизерная. Чтобы выживать, ей приходилось мотаться из школы в детский сад и обратно — ставить речь ребятишкам. Работа в детсаду, где она отработала 17 лет, стала огромной радостью. Для Гулько детский сад стал последним этапом длинного пути в образовании.
— Любуюсь преподавателями, которые сейчас работают в школе, достойная смена, — улыбается Валентина Ивановна. – Это поколение учителей выше нас, сильнее нас. Они не стоят на месте, постоянно развиваются. Участвуют в конкурсах, смотрах педагогов – все это подхлестывает, побуждает тянуться, быть лучшим. Все новые технологии – им в помощь. Много дано современным учителям, но с них много и спрашивают. Хочу им пожелать растить достойных людей, таких, в чьей душе будет место для гордости за свою страну, для хорошего отношения к другим, часто не похожим на тебя людям, не будет места жадности и зависти, в чьем сердце будет цвести любовь!
Старшего брата звали Игорь, а не Илья!