Микробизнес. Самозанятое население. Так называют самые малые предприятия и предпринимателей, имеющих в штате до 15 нанятых работников.
В Рыбинске из 6477 субъектов малого бизнеса на начало этого года было зарегистрировано 2133 микропредприятий и 4006 индивидуальных предпринимателей. Их количество уменьшается. В целом малый бизнес в прошлом году потерял четыре процента участников. Ожидается, что в этом году с рынка уйдет еще два процента.
Тем временем самозанятое население очень удобно государству. Пособий не ждет, есть не просит, работу себе само организует, да еще и другим рабочие места предоставляет.
В чем причина отсутствия тенденции к увеличению микробизнеса? Почему нет всплеска интереса к самостоятельной занятости? Что нужно сделать, чтобы люди могли беспрепятственно заниматься собственным делом?
Эти и другие вопросы обсуждались на «круглом столе», организованном НП «Рыбинский центр развития деловой активности», Рыбинским союзом предпринимателей малого бизнеса, Рыбинской организацией предпринимателей при поддержке ярославского «Центра социального партнерства».
Тенденция к сокращению
По данным администрации, которые представила главный специалист управления экономического развития и инвестиций Надежда Голубева, тенденция к сокращению малого и микробизнеса наблюдается по всей стране. В Рыбинске в прошлом году число работающих в этом секторе экономики уменьшилось на 11 процентов и составило 14208 человек.
Основные причины отрицательной динамики – это двукратное повышение страховых взносов в пенсионный фонд и высокая конкуренция с крупными торговыми сетями.
Меры государственной поддержки, направленные на увеличение этого сектора экономики, совершенствуются с прицелом на будущее. Особое внимание будет уделяться обеспечению доступа субъектов малого бизнеса к рынкам сбыта крупных госкомпаний и участию в импортозамещении. Предполагается удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры, снижение финансовых расходов, связанных с ведением предпринимательства.
В Рыбинске специальная программа поддержки малого бизнеса предусматривает активное информирование о возможностях, которые можно получить в рамках региональной и федеральной программ.
Однако сам малый бизнес утверждает, что помощь недостаточно эффективна. А микробизнес вообще выпадает из поля зрения государства.
— О микробизнесе и предпринимателях забывают, — говорит директор Рыбинского центра развития деловой активности Валерий Петровский. – Мы наблюдаем тенденцию к укрупнению предприятий, а самозанятое население вынуждено самостоятельно справляться с проблемами.
Но для того чтобы решать проблемы, надо бы в них для начала разобраться. Что мешает развитию? Какие бюрократические барьеры становятся непреодолимыми? Какую помощь ждет бизнес от государства?
О конкуренции
Александр Кутырев, руководитель Рыбинского союза предпринимателей малого бизнеса, сам работает в торговле. Он считает, что наступление крупных торговых сетей убийственно сказывается на местных предпринимателях:
— С одной стороны, с приходом сетей в городе появляются новые рабочие места, с другой – люди уходят из собственного бизнеса, не выдержав конкуренции. А если добавить к этому отсутствие интереса к малой торговле у государства, когда для нас поддержка практически не предусмотрена, то можно прогнозировать существенное снижение активности в этом секторе малого бизнеса. Тем временем именно в розничной торговле занято больше всего индивидуальных предпринимателей.
Александр Кутырев говорит, что отсутствие внимания к торговой деятельности самозанятого населения – это большая ошибка, поскольку ни один произведенный товар не дойдет до покупателя без участия торговых предприятий. Но под давлением обстоятельств, когда условия на рынке диктуют сети, а доступ к оборотным средствам у предпринимателей ограничен по известным причинам, люди закрывают официальный бизнес и уходят «в тень», в интернет, в «гаражи», минимизируя расходы. А по сути, спасая свой бизнес.
Разделяет эти опасения и Ольга Павлюченкова, директор и собственник предприятия розничной торговли ООО «Бест»:
— В отличие от сетей у нас нет конкурентоспособного оптовика, который предложит товар по достаточно низким ценам. В результате наши деньги утекают за пределы города и региона. Вы не задумывались, почему, например, водка в крупном сетевом магазине стоит 185 рублей, если минимальная закупочная цена — 172 рубля? Потому что расходы сетей на единицу товара существенно ниже наших. Стоимость лицензий одинакова что для индивидуального предпринимателя, что для ритейла. О какой помощи мы говорим? Нас просто с рынка выжимают.
Роберт Гиззатуллин работает в бизнесе с 1993 года. Его предприятие ООО «Идиллия» также занято розничной торговлей. Он говорит, что выходом было бы строительство распределительного центра, обеспечивающего розницу товаром без оптовой наценки:
— Мы стали неконкурентоспособными, нам предлагается товар дороже, чем в сетевых магазинах. Сети строят в радиусе 500 км распределительные центры, снижая затраты на логистику. Аналогичная структура для местных предпринимателей помогла бы оптимизировать наши расходы.
Реальный сектор
В строительстве и производстве проблем не меньше. Они специфические и часто связаны с тем, как организуют работу бизнеса законодательные органы.
Константин Лапидус, директор строительного предприятия «Росстройгаз» и председатель Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при главе Рыбинска, среди проблем называет организацию работы саморегулируемых организаций (СРО):
— Сначала нас всех заставили вступить в СРО и заплатить компенсационные взносы – для строителей это минимум 300 тысяч рублей. Затем организовали массовые проверки этих организаций. В результате три из них уже лишились лицензий, и это только начало. В СРО концентрируются огромные средства, но я не припомню ни одного случая выплаты компенсаций. Хорошая идея, когда строители, по сути, страхуют свою деятельность, превращена в доходный бизнес.
Компания «Лестехпроммаш» занята производством машин и оборудования. Ее директор Вячеслав Горячев рассказывает о проблемах, связанных с участием в государственных тендерах:
— Условия конкурсов таковы, что изготавливать технику мы должны за свой счет, а оплату получим через несколько месяцев после поставки. У малого бизнеса это отбивает всякую охоту. Более того, ставит под сомнение реальность импортозамещения, когда отечественный производитель находится в менее выгодных условиях.
О регламентах
Валерий Петровский говорит, что в процессе подготовки к «круглому столу», проводя социологические исследования среди экспертов и предпринимателей, обнаружил различное отношение к правилам, регламентирующим работу малого бизнеса. С одной стороны, предприниматели понимают, что систематизация требований обеспечивает более стабильную работу. С другой – бюрократические барьеры мешают развитию. Примером может служить созданный недавно МФЦ – структура, призванная упростить общение бизнеса с государственными органами.
— Однако скорость оборота документов снизилась, — говорит Петровский. – Если раньше регистрация предприятий, внесение изменений в учредительные документы занимали максимум неделю, то сейчас – до двадцати дней.
Причины – в организации работы, когда документы в налоговую инспекцию в Ярославль доставляют лишь два раза в неделю. Любые неточности ведут к возврату документов, а на исправление уходит слишком много времени.
Аналогичные претензии у предпринимателей и к структурам, занятым в поддержке малого бизнеса. Обобщив детали, можно сказать так: отсутствие доброжелательной среды в общении бизнеса с официальными органами.
— Нам не предлагают исправить неточности в написании слов, нам говорят: читайте правила, и возвращают документы, — рассказывает Валерий Петровский.
Так, причиной отказа в получении господдержки для рыбинского предпринимателя, занятого развитием семейного отдыха, послужило неправильное написание всего одного слова. А в практике Петровского был случай, когда поводом для отказа стал долг по уплате налога в размере одной копейки.
О поддержке
Тем не менее государственную помощь получают и в Рыбинске. Сергей Пряхин, директор частного охранного предприятия «Святогор», говорит, что путь его к финансовой поддержке был труден и долог:
— Мы прошли много бюрократических барьеров и получили меньше, чем ожидали. Но все-таки мы смогли это сделать. Помогло грамотное сопровождение консультантов. Сегодня, когда дорожка уже проторена, я буду обращаться за поддержкой еще раз.
Пряхин считает, что самостоятельно, без помощи специалистов, оформить все требования областного департамента инвестиционной политики нереально. Впрочем, каждый решает сам: привлекать консультантов или готовить документы самостоятельно. И главное – стремиться к бюджетной поддержке или рассчитывать только на свои силы. А многие заявляют о том, что вообще не слышали о существовании каких-либо областных и федеральных программ.
Сотрудник городской администрации Надежда Голубева говорит, что информация о всех существующих формах поддержки предпринимателей размещена на различных сайтах в интернете, ее рассылают по электронным адресам прямо в почту предпринимателей – как еще можно усилить информирование?
— Кто хочет получить информацию, тот ее получит, — говорит участник «круглого стола» областной депутат Евгений Ершов. – Но я считаю, что давать надо не рыбу, а удочку, не деньги, а условия для развития. И поддерживать надо мотивированных на результат, тех, кто понимает, зачем идет в бизнес, где возьмет деньги, какой продукт в итоге получит.
…«Круглый стол» как повод для общения, для определения общих проблем, их глубины и возможности решения. Что, помимо административных барьеров, недостатка оборотных средств, неприемлемых условий участия в тендерах, мешает предпринимателям? Низкая квалификация работников. Дорогие кредитные ресурсы. Оторванность законодателей от реальных условий работы…
Все предложения, высказанные на «круглом столе», будут оформлены и предоставлены в виде рекомендаций в структуры и департаменты, занятые поддержкой малого бизнеса.