Четверть века в бизнесе. 25 лет самостоятельного плаванья «на свой страх и риск». Из них одновременно больше половины – в местной политике с замахом на российскую. Ну еще экономика. Большая. Та, что делает будущее всей страны.
У Бориса Логинова на столе лежит список предложений российскому правительству по повышению уровня жизни граждан России. «Богатые граждане — богатая страна», — говорит он. А пару месяцев назад здесь лежал перечень антикризисных мер для Ярославской области. А что такого? Мы мелко не плаваем. Экономика одна для всех, что для Рыбинска, что для региона, что для любой страны. Снижение налогов, удешевление кредитов, рационализация управления. А 25 лет назад…
19 сентября 1990 года он уволился с Рыбинского завода приборостроения, где работал заместителем главного конструктора. И с 20 сентября начал отсчет своего собственного дела.
— Налоги, кредиты, прибыли, убытки… Ничего тогда не понимал, — смеется он сегодня. – Купил печатную машинку «Украина», и сам печатал первые платежки. По полчаса печатал каждую — буквы искал. Это сейчас – экономический отдел, бухгалтерия, а тогда – все сам.
А началось все отнюдь не с проблем. РЗП в девяностом слыл устойчивым предприятием. Премии, нормальные зарплаты… Но время открыло новые возможности, мимо которых Логинов пройти не смог.
— Все было просто. Сделал не одни заклепки, а набор для ремонта тормоза и сцепления, — вспоминает он сегодня. — И поехал в Москву на барахолку. Тогда командировочные были 2,60, а я за два часа на 52 рубля наторговал.
Он понял, что можно производить товар и успешно его продавать. И еще, что если откажется сегодня от предпринимательской свободы, то потом будет всю жизнь жалеть об упущенных возможностях.
Возможности тогда открывались широкие. Правда, размах мышления пришел много позже. Зарегистрировали кооператив, затем — первое в Рыбинске акционерное общество. «Логкомпани». Это название носит предприятие Бориса Логинова и сегодня. И выпускает все те же заклепки, ремкомплекты, оказывает услуги по гальванической и термической обработке… А стартовал бизнес с одного станка.
— Присмотрели на заводе неработающий станок, — вспоминает предприниматель. – Денег, конечно, не было. Пошел в банк. «Что у вас есть в качестве залога?» — спрашивают меня банкиры. А у меня, кроме меня самого, и нет ничего. Но время было такое, дали мне договоры, которые я подписал, ни во что не вникая и ничего не понимая. А через день деньги пришли на завод – больше пяти тысяч рублей. И мы станок получили.
Они поставили его в школьной мастерской, и через 15 дней Логинов поехал в Москву в центральный магазин автозапчастей, сдал товар, через месяц получил деньги, полностью рассчитался с кредитом, выплатил зарплату работникам… По нынешним временам – фантастика.
— Представляете, какие для производственного бизнеса были условия? – говорит он сегодня. — Рентабельность отдельных товаров первые 3-4 года достигала 50 процентов. А сейчас 5 процентов. Я, конечно, мог развиваться. В рабочих проблем не было. Оборудования на заводах — сколько хочешь по цене металлолома. Налоги — 10 процентов с оборота. А первый год — 2,5 процента. И налоговая в Рыбинске сидела — три человека. Умные вообще не платили налоги, я-то сдуру платил. Ну так решил, что мой бизнес будет законным, что химичить с деньгами не буду. Это, конечно, в какой-то степени тормозило быстрое развитие, но я избежал многих проблем, которые накрыли нелегальных предпринимателей. В том числе и с бандитами.
Да, были в его жизни и бандиты-крышевальщики, и попытки ограбления на дорогах. Время такое было – в столичном порту нельзя было машины на пять минут без присмотра оставить.
— Но все было интересно. По молодости? Нет, интересно было, потому что все казалось возможным, — говорит Борис Логинов и вспоминает, как легко и просто можно было встретиться с руководителями Рыбинска и области, как с интересом слушали его предложения по развитию бизнеса и что-то из них даже принимали. – Представьте себе, что я звоню замгубернатора и он меня через день принимает? А теперь представьте, что вы делаете это сегодня. Да я месяцами не могу попасть на прием. Не с просьбами, а с предложениями.
А тогда и просьбы не воспринимались в штыки. Логинов вспоминает, как задумал купить новую машину. В девяностые! Новую машину! «А что такого-то? – по наивности думал он. — Да, очередь, да, разнарядка. Но машина-то мне нужна, я же – бизнес! То, к чему государство призывает!» И он написал в областную администрацию, откуда получил отказ – и без тебя, дескать, желающих хватает.
— И я написал Ельцину, — сегодня он смеется, а тогда казалось все правильным. Правильным и оказалось. – Написал: так и так, занимаюсь предпринимательством в Рыбинске, как вы и предлагали, нужна машина, а не продают. И пришел мне от Ельцина ответ: молодец, Логинов, правильно делаешь, надеюсь, администрация тебе поможет.
Он приехал с этим письмом в Ярославль, ввел в ступор тамошних начальников, встал в очередь и через два месяца купил машину.
— Всегда надо шевелиться, и тогда можно получить результат, — говорит Борис Логинов. – Даже когда не знаешь, что делать, шевелись. Иначе – все, застой. Те, кто стоит на месте, рано или поздно закрываются. Закон бизнеса.
А что есть для него бизнес? Дело всей жизни? Интересная работа? Способ добычи денег?
— Интеллектуальная игра. В ней выигрывает тот, кто больше знает. Поэтому я занялся экономикой.
Экономикой он занялся всерьез. Начал изучать зарубежный опыт развития предпринимательства, сравнивать с российской действительностью. Многое удручало. И тогда появились предложения.
Имя Логинова хорошо известно рыбинским и ярославским чиновникам. Впрочем, в федеральных кругах его тоже некоторые неплохо знают. Кто-то называет его либералом от экономики, другие смотрят с недоумением, третьи считают его предложения бредом – «чур меня, чур!». А и правда, что значит отменить в России НДС – основу налогообложения, бюджетоформирующий налог, «священную корову» федеральной казны?
— Надо НДС отменять, — Логинов говорит об этом лет десять, если не больше. – Что взамен? Налог с продаж. Чтобы платил его не производитель, а торговля. Вот я производитель. И у меня на рубль зарплаты – 81 копейка налогов. Из них я только 7 копеек плачу в Рыбинск. Остальное на что уходит?
Но вернемся к бизнесу Логинова. Кризис 1998 года был для него блестящим временем. Рост потребностей был гигантский, и он примерно год после кризиса был завален заказами и не успевал ничего делать.
— Развивался как на дрожжах, — вспоминает он. – 2008 год был другим. Я был на грани разорения. Спрос упал, денег нет, кредиты дорогущие. И я понял, что в нашей стране кредиты лучше не брать.
Он свел кредитные линии к минимуму и, может, отчасти поэтому легко вошел в нынешний кризис. Более того, объем производства у «Логкомпани» вырос по сравнению с прошлым годом на 15 процентов. Импортозамещение?
— Я ничего про это не знаю, — Логинов смеется и явно лукавит. – Я отечественный производитель уже 25 лет.
Сегодня предприятие Бориса Логинова – это полтора гектара земли в Мариевке, 200 кв. метров производственных площадей, сто человек работающих. Штат, кстати, в этом году увеличился, сказалось-таки импортозамещение.
— Что могу посоветовать тем, кто еще только хочет открыть свой бизнес? – Логинов задумывается. 25 лет назад и сегодня – это совершенно разные условия и даже государства, если вы помните, разные. — В бизнесе главное — идея. Оригинальная идея, у которой нет прямых конкурентов. Когда рынок расширяется, генерировать идеи просто. Сегодня рынок сужается. Плюс дорогие кредиты, которые ведут к недостатку оборотных средств. Я с трудом представляю, как можно сегодня открыть производство. Ну, кроме как в гараже. Но я все равно советую. Думать, фантазировать, учиться. Потому что свое дело – это интересно. Это свобода действий и выбора. Просто действовать и выбирать нужно с умом.