Проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов в Рыбинске в минувшую среду лично проинспектировал губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. Вывод из этой поездки, мягко говоря, неутешительный, на ряде объектов капремонт оборачивается не благом, а головной болью для собственников жилья. Более того, глава региона отметил, что городские УК из рук вон плохо занимаются содержанием и текущим ремонтом домов. И жители не бьют тревогу, а воспринимают многолетнюю разруху как данность. Что это — случаи из ряда вон или привычная практика, исключения или правило?
Первым делом губернатор проинспектировал дом № 23 по улице Алябьева. На крыше дома вот уже больше года ведутся ремонтные работы. Сроки затянулись, потому что подрядная организация изначально подошла к своим обязанностям халатно – работы шли с нарушением строительных норм и правил. После вмешательства руководства регионального фонда содействия капитальному ремонту строителям пришлось взяться за работу с нуля – на плоской кровле необходимо заново перестилать «ковер» и делать стяжку. И это все в разгар осени, когда идут дожди, а иногда и снег. На подрядную организацию наложен штраф в размере 200 тысяч рублей, но местным жителям от этого не легче – они с замиранием сердца следят за прогнозом погоды, надеясь, что каждый новый день обойдется без осадков, иначе не избежать протечек в квартирах.
На плоской крыше дома № 32 по улице Кирова ситуация не лучше – тут и там лежат рулоны кровельного материала, подошвы липнут к недавно раскатанному битуму. Но и это уже прогресс.
— Ремонт здесь длится второй год, это беспредел, нонсенс, — считает председатель ТОС «Центр» Зинаида Куликова.
Все это время жильцы ждали, надеялись и верили. Первым терпение лопнуло у жителей верхних этажей, когда они на себе ощутили все прелести жизни фактически под открытым небом. Когда на верхних этажах начались протечки, некоторым даже пришлось на время съехать из своих квартир. Речь шла об элементарной безопасности, ведь, по словам одной жительницы дома, состояние электрической проводки на чердаке оставляет желать лучшего. Люди боялись возникновения пожара.
В ближайшее время по следам губернатора на крыши домов по улицам Алябьева и Кирова поднимутся с проверкой муниципальный жилинспектор и специалист департамента государственного жилищного надзора.
На этом безрадостном фоне ситуация в домах по улице Свободы, 1 и по ул. Луговой, 3 выглядит почти блестяще. Здесь идет к завершению ремонт скатных крыш, нареканий к рабочим нет.
Однако ложка меда вряд ли скрасит бочку дегтя. Ситуацию на проблемных в плане капремонта домах Сергей Ястребов охарактеризовал однозначно – бардак.
— Итоги поездки не очень хорошие. Если с ремонтом скатных кровель домов дела обстоят более-менее благополучно, то с мягкими все гораздо сложнее. Дом № 23 по ул. Алябьева — вообще из ряда вон. Вопиющий случай ненадлежащего исполнения своих обязанностей мы видим и в доме № 32 по улице Кирова, — возмутился Сергей Николаевич. — При этом больше всего поражает позиция управляющих компаний. Их не видно и не слышно. Некоторым даже единицу за работу нельзя поставить – не за что. А между тем в таких ситуациях они должны отстаивать интересы жителей.
Удивило губернатора и бездействие собственников жилья.
— Ход работ обязательно должны контролировать сами жители, ведь деньги на капремонт — это вклад в их спокойную и комфортную жизнь, — подчеркнул он.
Несмотря на то, что за ходом капитального ремонта должен следить заказчик в лице регионального фонда, управляющим компаниям в этом вопросе нельзя самоустраняться. Постоянно держать руку на пульсе в их же интересах — в конечном итоге именно они отвечают за сохранность общего имущества дома перед собственниками, и именно им предстоит в дальнейшем в этом доме работать. Однако для самих УК, похоже, это далеко не очевидный факт.
Многоэтажка № 32 по улице Кирова (ОАО «Управляющая компания», генеральный директор Сергей Ситников) не только не может похвастаться приличной крышей. Подъезд, в котором побывал губернатор, оставил незабываемые впечатления. Технический этаж называют «мертвой зоной», здесь от постоянной влажности все покрыто плесенью. Пока находишься в подъезде, тебя не оставляет чувство брезгливости – возле лифтов пахнет, как в уборной, на обшарпанных стенах «наскальная живопись», дверцы почтовых ящиков вывернуты наизнанку, плитка на полу в некоторых местах протерта до дыр. Жители говорят, что ремонта дом ждет годами.
Ветхость и запустение царят и в 23-м доме по улице Алябьева (тоже в ведении ОАО «УК», техническим обслуживанием дома занимается ООО «КомСервис», руководитель Виталий Демченко). Снаружи в глаза бросаются разрушающиеся ступени к подъезду; обвалившиеся, словно обглоданные каким-то монстром, балконные плиты. Интерьеры подъезда под стать, в лучших традициях жанра хоррор. В одной из квартир – двери нараспашку. В свое время в ней произошел пожар, с тех пор там никто не живет. «Разве это порядок?» — риторический вопрос жительницы этого дома Валентины Алексеевны вполне понятен. Люди боятся, как бы «нехорошая квартира» не превратилась в притон для бомжей. Собственно говоря, к приему «гостей» здесь все готово, внутри свалены груды сломанной мебели, старых ванн и прочего добра, а электрическая проводка висит макаронами снаружи. Как уверяют жильцы, они обращались в ОАО «УК» с просьбой хотя бы заколотить дверь, но безрезультатно.
При виде обшарпанных стен этих многоэтажек невольно возникает вопрос — куда тратятся средства, собираемые с собственников по статье «Содержание и ремонт жилья» и идущие напрямую в управляющие компании? И второй – почему жильцы годами терпят разруху? Может, она действительно плотно поселилась в головах?
Даже в относительно благополучных в плане капитального ремонта домах, где побывал губернатор, выявились проблемы в плане их содержания. Так, на ул. Луговой, 3 (АО «Рыбинская управляющая компания», директор Александр Сивков), где претензий по ремонту кровли не возникло, были нарекания относительно состояния окон в подъездах. Отопительный сезон начался, а некоторые стекла в рамах не целые, и гуляет ветер. О какой энергоэффективности может идти речь?
Миллиард рублей на содержание и ремонт
На содержание и ремонт многоквартирных домов рыбинцы тратят колоссальные деньги. В целом по городу это больше миллиарда рублей ежегодно – сумма, сопоставимая с половиной всех собственных доходов муниципального бюджета! К примеру, в домах, имеющих все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, тариф за квадратный метр площади составляет 15,10 рубля в месяц. С двухкомнатной квартиры это в среднем около 600 рублей. То есть с типичной многоэтажки в восемьдесят квартир получается порядка 48 тысяч рублей в месяц, а в год около 600 тысяч рублей. Даже с учетом того, что УК из этой суммы берут на свои расходы определенный процент (к примеру, у ОАО «Управляющая компания» он составляет 8,2%, у ОАО «Рыбинская управляющая компания» — 8,6%), остается немало.
Но, похоже, что у некоторых управляющих компаний здесь своя арифметика. Часто приходится слышать «плач Ярославны» о плохой собираемости и неимоверных долгах со стороны жильцов. Так, в том же доме № 32 по улице Кирова, согласно отчету ОАО «Управляющая компания», задолженность граждан на начало текущего года за содержание и ремонт жилья составила свыше 3 миллионов 200 тысяч рублей! В доме № 23 по улице Алябьева долг перевалил за 600 тысяч рублей… Но почему и как мог накопиться такой долг, куда смотрит УК и что мешает ей более эффективно работать с неплательщиками?
Не секрет, что и сами УК значатся в неприглядной роли должников перед ресурсоснабжающими организациями, в том числе МУП «Водоканал» и МУП «Теплоэнерго». Оба коммунальных предприятия с завидной регулярностью подают на УК в суд. К примеру, только в отношении теплоэнергетиков совокупная задолженность город-ских управдомов по состоянию на 1 октября текущего года составила более 520 миллионов рублей. У МУП «Водоканал» аналогичные претензии. Здесь в числе злостных должников — УК «Норд-Строй», «Рыбная слобода», буквально до сентября текущего года плохо расплачивалась по счетам и ОАО «Управляющая компания», платежи которой не превышали 85% от начислений. Только в последнее время она стала перечислять свыше 90% суммы. При этом за компанией остается пятимесячный долг по начислениям, который на 1 октября составил 54 миллиона рублей (44 миллиона просроченной задолженности). Не отличаются стабильностью в расчетах УК «Приволжье» и «Волжский».
Как пояснила заместитель начальника абонентного отдела МУП «Водоканал» Светлана Зайцева, согласованные графики погашения задолженности нередко нарушаются, и остается единственный способ влиять на нарушителей – арбитражный суд.
— Фактически речь идет о попытке обязать через суд выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за период неоплаты, — уточнила она.
Постоянные судебные разбирательства идут с ОАО «УК» и УК «Волжский». Неправыми в ходе судебных разбирательств стабильно признаются УК, однако некоторых это не останавливает. То же ОАО «УК» подает апелляции, затягивая процессы.
— Лишь единицы переводят собранные средства в срок и в полном объеме, — сетует Светлана Николаевна. Неудивительно, что ресурсоснабжающие организации сейчас активно призывают рыбинцев переходить на прямые платежи за поставленные воду и тепло, тем самым пресекая порочную практику пользования средствами собственников жилья не по назначению со стороны УК. Здесь есть очень опасный момент. Если жильцы решат вдруг сменить УК или их компания разорится, то долг перед ресурсниками будет числиться за их домом. Что делать в этом случае людям, платить по счетам дважды?
Отстаивайте свои права грамотно!
Насколько проблема запущенных домов, годами не знающих ремонтов, типична для Рыбинска? Или, может, губернатору просто не повезло, и он посетил «исключения из правила»? Увы, нет.
Только в отдел по защите прав потребителей городской администрации в текущем году от граждан поступило свыше 130 обращений. С проверками, в том числе с повторными, специалисты отдела выходили по разным адресам семьсот раз.
Как правило, суть жалоб меняется в зависимости от времени года. Весной и летом людей беспокоят протечки кровли, осенью – неполадки в ходе подготовки домов к запуску тепла.
— Часто люди жалуются на качество ремонтов подъездов, намокание стен в квартирах вследствие некачественной обработки наружных стеновых швов, — перечисляет коммунальные беды рыбинцев начальник отдела Светлана Пушкина. — Поводом для обращения к жилинспектору являются осыпающаяся с фасада штукатурка, незапертый чердак, открытые электрические щитки на площадке, плохое состояние дворовой территории.
Итак, что делать, если стены в вашем подъезде были покрашены еще при Брежневе, стекла в окнах сохранились в шахматном порядке, а уборщица наведывается только по престольным праздникам? Обращайтесь в отдел по защите прав потребителей через интернет-приемную администрации города, по электронному адресу pushkina@rybadm.ru, а также лично в приемные дни – вторник, среду и четверг (улица Рабочая, 1, кабинет 307, телефон 290-075). По вашему письму специалисты выйдут по указанному адресу с проверкой, и если нарушения подтвердятся, то направят в адрес УК предписание. Ваш управдом должен будет устранить все нарушения в обозначенный срок (от недели до нескольких месяцев). Если этого не происходит, то комиссия составляет административный протокол и направляет соответствующий иск в суд. Практика показывает, что большинство предписаний (порядка 93%) все-таки исполняются.
Хотя есть и исключения. Якобы из-за отсутствия денег своими прямыми обязанностями постоянно пренебрегают «Приволжье» и «Норд-Строй».
Регулярно горожане ищут правду в суде. Так, в ходе последнего из них в отношении УК «Приволжье» было вынесено решение о взыскании 150 тысяч рублей в пользу потерпевшей стороны, а также наложен штраф в размере 70 тысяч. Казалось бы, хорошо, что в отношении отдельного гражданина, чьи права были ущемлены, восторжествовала справедливость. Но откуда УК, фактически расписавшаяся в своей неплатежеспособности, «выудит» эти деньги? Из средств на содержание и ремонт жилья, то есть за счет других добросовестных плательщиков?
Кто в доме хозяин?
Очевидно, что собственникам жилья выгоднее не доводить дело со своими УК до суда, а требовать должного исполнения своих обязанностей в рабочем порядке. Контроль за работой УК должен быть как фактическим, так и документальным, уверена заместитель директора департамента ЖКХ, транспорта и связи Алла Тетюшкина.
— В этом плане необходимо досконально изучать отчеты УК о проделанной работе, причем с пристрастием, — считает Алла Валерьевна.
По закону раз в год управляющая компания должна предоставить собственникам жилья отчет о проделанной работе, разместив его в открытом доступе в интернете на своем сайте. Как правило, отчетный документ в Сети появляется, но понять, на что конкретно были потрачены ваши деньги и в каком количестве, практически невозможно – настолько эти отчеты абстрактны. Если эта ситуация вам знакома, то вы вправе потребовать от своей УК подробно раскрыть информацию: где, например, когда именно, какие именно трубы были заменены, и во сколько это обошлось.
Но как ни парадоксально, многие, если не большинство собственников жилья, не привыкли и не хотят контролировать свою УК и добиваться от нее хороших результатов работы. Критика, как это часто бывает, не выходит за пределы кухонь. Примеры же рачительного подхода единичны. Да, для подрядчиков и для управляющей компании каждый конкретный дом – всего лишь объект, один в списке многих, а для нас с вами, для собственников, отремонтированные стены, крыша, подъезды – залог комфортной жизни. Почему же тогда мы так безразличны к своему имуществу? Деньги сдаем, а результата не видим, более того — даже не ждем. Разруха мешает? Та, которая в голове?