Передовые технологии объемной печати добрались до рядового рыбинца. А значит, путь от мечты к ее воплощению резко сократился.
На Западе бытовые 3D-принтеры – вполне распространенная вещь. Для многих это хобби, с помощью которого можно создавать забавные сувениры для себя и друзей, уникальные украшения и хозяйственные мелочи – подсвечники, держатели для салфеток и планшетов оригинальной формы.
Печатать на 3D-принтере несложно — достаточно быть уверенным пользователем персонального компьютера. Помогут вырастить небольшую фигурку или деталь из пластика в 3D-ателье – в Рыбинске этим занимается Центр аддитивных технологий.
— Аддитивными (от англ. Additive – добавление) их называют из-за принципа работы 3D-принтера, — объясняет Екатерина Тихомирова, сотрудник Центра. – В основном производство какого-то объекта – это вычитание из куска материала, будь то дерево, камень, металл.
Аддитивные технологии, наоборот, не отсекают лишнее, а добавляют то, что нужно. В результате сокращаются потери материала в виде стружек, уменьшаются сроки производства. Это очень важно в промышленности, где 3D-принтер используют давно и широко.
К слову, на НПО «Сатурн» при помощи аддитивных технологий создают модели для литья.
Но то в производстве. И до недавнего времени у обычного рыбинца не было возможности приобщиться к технологии объемной печати, но с появлением в городе бытовых 3D-принтеров они появились. У фирмы сейчас два самых простых прибора, они заправляются цветными пластиковыми шнурами и печатают небольшие изделия любой сложности.
— Принцип их работы – в послойном построении объекта снизу вверх, — рассказывает Екатерина. — По сути, мы просто выращиваем предмет. Для начала берем 3D-модель (точную схему предмета), обрабатываем изображение в специальной программе, которая задает определенную траекторию – разбивает желаемый объект на слои.
Затем флешка со схемой вставляется в принтер, и он начинает печатать по заданной траектории. Из печатающей головки (экструдера) расплавленный пластик постепенно подается на движущуюся рабочую платформу и мгновенно там застывает, образуя слой за слоем.
Так от нижнего уровня к верхнему создается объект, которым может быть все, что угодно, – ограничение лишь в небольшом размере. Возможность создать уникальную деталь уже оценили жители города.
Чаще всего в рыбинском 3D-ателье заказывают детали для различной техники — те, что были утрачены, а теперь их невозможно или дорого купить. Например, недавно малютка-принтер вырастил часть автомобильной приборной панели взамен поврежденной.
— Есть несколько компаний, которые регулярно заказывают уникальные детали и части оборудования, — говорит сотрудница Центра. — Одна рыбинская фирма заказала «построить» корпус для медицинского прибора на пробу с тем, чтобы не заказывать на заводе сразу большую партию.
Это очень удобно – вырастить пробный экземпляр корпуса или детали, прикинуть все плюсы и минусы, а потом, возможно, заказать новый, исправленный вариант. Часто так и поступают: применив на практике созданную деталь, клиенты нередко приходят повторно, уже с новыми идеями, дополнительными нюансами.
Напечатайте мне… десерт!
Новые технологии привлекают и творческих личностей, которые расценивают их как новую возможность воплотить свои фантазии в реальность. Уникальность – главный козырь 3D-принтера.
Например, можно придумать и сделать бижутерию, которой не будет ни у кого больше, – не об этом ли мечтают модницы?
Для любителей творить, создавать своими руками в 3D-ателье есть 3D-ручка — необычная вещь, которая «пишет» расплавленным и мгновенно застывающим пластиком. Немного фантазии и сноровки – и даже юный творец создаст объемную поделку!
3D-печатью сегодня интересуется все больше людей, заказы становятся все интереснее. Фирма думает о расширении возможностей, и, может быть, скоро в Рыбинске появится пищевой принтер, с его помощью можно создавать единственные в своем роде фигуры из шоколада и мармелада.
— Действительно, 3D-принтер может многое, все ограничивается лишь фантазией человека, — говорит Екатерина. — Я уверена: рыбинцы нас обязательно удивят, однажды предложат сделать то, что нам и в голову не приходило.