Очень часто, когда в многоквартирном доме возникает форс-мажорная ситуация или управляющая организация длительное время пренебрегает своими обязанностями, граждане ищут поддержку в департаменте ЖКХ, в отделе по защите прав потребителей, а иногда — в газете и на ТВ.
Но нужно помнить, что всегда первично обращение в управляющую организацию. Бывает, что люди не знают, какая у них управляющая компания, или по старой привычке звонят в «свой ЖЭК», как они это делали лет 20-30 назад.
При этом бывает, попадают в квартиру, потому что часть номеров, ранее принадлежавших ЖЭКам, в середине 90-х годов были переданы другим абонентам.
— ЖЭК – это обслуживающая организация, с которой ваша управляющая компания заключила договор, — напоминает Алла Тетюшкина. — Кроме того, собственники могли поменять управляющую компанию, поэтому ЖЭК, который вы считаете «своим», уже не имеет к вашему дому никакого отношения.
Более того, авария, когда помощь требуется срочно, может случиться в выходной день или ночью. Тогда звонить в департамент ЖКХ или в отдел по защите прав потребителей бесполезно – вам не ответят.
— Поэтому телефоны управляющей компании и аварийной службы всегда должны быть под рукой. Наименование, а также адрес и телефон управляющей организации и аварийно-диспетчерской службы можно найти в квитанции по оплате «Содержание и ремонт жилья» или на доске объявлений в подъезде. Найдите их, запишите и положите в удобное место, — советует Алла Валерьевна. – Нужно помнить: собственники и наниматели оплачивают работу управляющей компании по содержанию дома и имеют право требовать должного выполнения организацией своих обязанностей.
Итак, если у вас разрушаются фасад, отмостка, балконы, козырьки над подъездами или водосточные трубы, если течет крыша, а в подъездах грязно, сломаны двери, разбиты окна, нет света или отопления, если уборщица или дворник не убирают лестницы или территорию возле дома, если в квартире холодно, а вода из крана течет еле-еле, необходимо обратиться в управляющую организацию.
Сообщение о нарушении качества услуг может быть сделано в письменной или устной форме, то есть вы можете лично принести в офис заявление, можете позвонить по телефону, а в последнее время собственники для общения с управляющей компанией все чаще используют электронную почту (электронный адрес можно узнать в квитанции или на сайте компании).
Но прежде чем жаловаться, Алла Тетюшкина рекомендует запросить в управляющей компании договор управления вашим домом с приложениями или посмотреть размещенный на ее сайте отчет. Это необходимо, чтобы иметь представление о составе общего имущества дома и о том, какие работы и услуги обязалась выполнять управляющая организация.
К примеру, иногда люди жалуются на неубранные подъезды, а при проверке выясняется, что на общем собрании собственники решили подметать и мыть места общего пользования сами (например, как в доме № 23 на улице Алябьева). Другие отказались от дворника. Некоторые вообще ограничились услугами аварийной службы. В соответствии с объемом услуг управляющая организация начисляет им плату.
Поэтому прежде чем жаловаться, нужно выяснить, есть ли конкретные услуги в перечне и платите ли вы деньги за их выполнение.
Если услуга в договоре существует, вы её оплачиваете, но видите, что управляющая компания не выполняет взятые на себя обязательства, пишем жалобу в эту организацию. Независимо от того, в какой форме вы подали заявление, оно должно быть зарегистрировано. Срок, в течение которого управляющая компания обязана исправить ситуацию, опять же указан в договоре управления домом.
Если после вашей жалобы в течение установленного срока управляющая компания недоработки не устраняет, записываемся на прием к ее директору. Приходим к нему с заявлением, в котором указываем, когда и по какому поводу обращались в организацию и что никаких мер после этого принято не было.
Заявление составляется в двух экземплярах: один вручаем руководителю, а второй (с отметкой о регистрации) оставляем себе.
Если управляющая компания и в этом случае не реагирует на обращение, направляем жалобу в органы муниципального жилищного контроля (если в доме есть хотя бы одна квартира в социальном найме) или в органы государственного жилищного контроля.
Орган муниципального жилищного контроля – это отдел по защите прав потребителей городской администрации, который находится по адресу: Рабочая ул., д. 1, (тел. 29-02-18, каб. 307-308, время приема — вторник и четверг с 13.00 до 16.30).
Согласно регламенту сотрудники муниципальной жилинспекции работают по письменным обращениям граждан, поэтому заявление приносим лично, отправляем по почте или по электронной почте пишем на сайт администрации. В обязательном порядке к жалобе прикладываем копии своих заявлений в управляющую организацию и, если они имеются, ее ответов на ваши обращения.
Собственникам из домов, в которых нет квартир социального найма (это кооперативные и новые дома, построенные частно-долевым способом), следует направлять жалобы в департамент государственного жилищного надзора Ярославской области (150054, г. Ярославль, ул. Чехова, д. 5, тел. (4852) 78-56-52). Эти службы призовут к ответу управленцев.
А вот пример другой ситуации и другой адресат для взаимодействия. Дом № 16 на улице Вихарева. В заявлении жители указывают, что подвальное помещение дома постоянно затоплено бытовыми канализационными стоками, в подъезде и квартирах первого этажа чувствуется невыносимый запах, есть сырость, стены покрыты грибком, от них отстают обои, полы вздуваются. В доме комары, мокрицы, подвальные блохи, тараканы, а порой и крысы.
В таких случаях нужно обращаться в муниципальную жилинспекцию или в Роспотребнадзор (152903, г. Рыбинск, ул. Глеба Успенского, д. 8, тел. 21-14-33). Если не вывозят мусор, тоже нужно жаловаться в эту организацию.
Заявление в Роспотребнадзор, как и в органы муниципального и государственного жилищного контроля, составляется в произвольной форме и отправляется любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.
Кроме органов муниципального и государственного контроля, обратиться за помощью граждане могут в прокуратуру (152901, г. Рыбинск, Крестовая ул., д. 65, тел. 22-23-13). Надзорный орган обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц (когда страдают все жители дома или определенная категория людей) или в защиту социально незащищенных граждан.
Рыбинцы могут и самостоятельно обратиться в суд. Помощь в составлении искового заявления окажут муниципальные жилищные инспекторы из отдела по защите прав потребителей городской администрации. Они же в случае необходимости будут участвовать в судебном заседании в качестве третьего лица.
Так что собственникам жилья нет необходимости действовать в одиночку. Без помощи вас не оставят, но помните: во многом качество жизни в вашем доме зависит от вашей активности.
Поясните нахрена ЖЭК упёрся если решать самим и с управляющей компанией? Если как надзорный орган, то пусть надзирает роспотребнадзор, а эту богодельню распустить и высвободить рабочие руки для работы на поле!
У меня есть ещё пару предложений по поводу роспуска отдельных структур которые ничем не занимаются или занимаются этим не квалифицированно и их функции может принять конкретное профильное гос учереждение. Есть вопросы пишите на почту!