Предотвращение аварий на подземных коллекторах – этот вопрос департамент ЖКХ и МУП «Водоканал» решают совместными усилиями. Сотрудники предприятия установили наблюдение за участками трубопровода, расположенного под проезжей частью Рыбинска.
Коллекторы требуют ремонта
Коллектор – канализационная труба большого диаметра (от 30 см), которая принимает также и сточные воды. Всего под Рыбинском скрыты 45 км таких железобетонных труб. По словам Алексея Рябченкова, директора департамента ЖКХ, 80% коллекторов находятся в аварийном состоянии.
Это объясняется их возрастом — основная масса труб произведена и установлена в 60-70-е годы. Особенно в пристальном внимании нуждаются трубопроводы, расположенные под проезжими частями. Предположительно под дорогами коллекторы размещали, чтобы обеспечить доступ к ним круглый год: зима в России — семь месяцев в году, а дороги регулярно чистят.
Такое удобство сегодня нередко оборачивается опасностью автомобильных аварий – старые коллекторы разрушаются, увлекая за собой дорожное покрытие. Напомним, 15 апреля на ул. Волочаевской
колесо троллейбуса провалилось в яму.
Причиной происшествия стало именно обрушение железобетонного коллектора.
— За десятилетие в Рыбинске произошло 27 аварий на коллекторах, половина из них — в течение последних трех лет, — рассказал Алексей Рябченков. — В 2014 году обрушился самотечный коллектор на ул. Ошурковской. В 2015-м произошли две аварии, включая самую серьезную: труба диаметром 80 см обрушилась на пересечении проспекта Ленина и ул. Танкистов.
За пять месяцев текущего года произошли четыре аварии: на ул. Плеханова, ул. Расторгуева, ул. Волочаевской и на пр. Ленина, в районе ул. Солнечной. Все случаи провала происходили в весеннее время, когда грунт активно движется. Водоканал заменил все обрушенные участки коллектора новыми трубами, что гарантирует их дальнейшую эксплуатацию на несколько десятилетий вперед.
Подземные коммуникации под контролем
Для предотвращения новых аварий руководство Водоканала приняло решение визуально наблюдать за дорогой — объезжать те 25 км проезжей части, где проложены аварийные трубы и обследовать их снаружи.
— Сотрудники обращают внимание на видимые нарушения горизонта, например, наличие на асфальте проседаний или провалов. Если участок дороги кажется подозрительным, то в дорожном покрытии делается шурф, а в колодец спускаются специалисты и проверяют наличие грунта над трубой. Аварийный участок на ул. Расторгуева выявили именно так, — продолжил Алексей Рябченков.
Второй возможный способ — проводить внутреннее наблюдение за трубами при помощи робота – телеинспекции. В трубу опускается видеокамера, она следует по дну трубопровода при помощи мини-робота или плывет на плавсредстве. Но обследовать все 45 км труб Рыбинска с помощью телеинспекции стоит неподъемно дорого – около 10 млн. рублей.
В 2017 году Водоканал будет прорабатывать возможность проведения такого исследования на ряде участков сети.