22 июня, в День памяти и скорби, рассказы о тяжелых военных годах звучат особенно пронзительно. История каждого участника Великой Отечественной войны уникальна, но одно объединяет их всех – фронтовое братство. Именно в лихую годину возможность опереться на надежное плечо товарища, чувство единства давали силу побеждать. История 234-й стрелковой дивизии, сформировавшейся на рыбинской земле, в которой воевали сотни наших земляков, — тому наглядный пример.
Добровольцев собирали всем миром
В черном пунктире официальных документов читаем: Постановлением государственного комитета обороны № 804 от 15 октября 1941 года была создана 234-я стрелковая дивизия, формировавшаяся на территории Ярославской области. «Тогда в состав нашего края входила Костромская область, поэтому костромичи также приняли участие в формировании дивизии. Сборный пункт был на стыке двух областей, в деревне Песочное – там, где сейчас находятся летние лагеря военных училищ — ракетного и средств химической защиты. Райкомы партии отобрали из числа добровольцев 11700 человек, среди них 630 рыбинских коммунистов и 550 комсомольцев», — рассказывает заведующая сектором истории края Рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова. Бойцов дивизии снаряжали всей областью, отправляли им провизию и обмундирование.
Фабрика «10-й Октябрь» поставляла на фронт кирзовые сапоги, валяльная фабрика «Упорный труд» снабжала бойцов теплыми валенками, швейные производства – бушлатами, полушубками, шапочные артели – ушанками. Подключились к почетной миссии и колхозы – отсюда на фронт отправляли лучших лошадей. Конечно же, основной помощью от людей, оставшихся в тылу, стала бесперебойная поставка боеприпасов и оружия. Всего же в военную пору в нашем городе и его окрестностях выпускали более 120 видов различной продукции, отправлявшейся на фронт.
«За нами — Москва!»
Первой серьезной проверкой боеготовности 234-й дивизии стала оборона Москвы, она принимала участие в контрударе по немецкой армии. Оксана Сергеевна продолжает: «С 4 января по 18 февраля 1942 года 234-я стрелковая дивизия находилась в районе Одинцово Московской области. В ее состав тогда входили стрелковые полки, в том числе 1342-й рыбинский, арт-полк, истребительная противотанковая дивизия, разведрота, саперный батальон, медсанбат, батальон связи, рота химзащиты. По воспоминаниям ветеранов, в первое время не хватало вооружения – на двоих солдат выдавали одну винтовку, две гранаты. Потом снабжение наладилось».
После Москвы дивизия двинулась на Калининский фронт, участвовала в боях под Ржевом. Во взаимодействии с Западным фронтом войска Калининского фронта должны были разгромить 9-ю немецкую армию и ликвидировать Ржевско-Сычевскую группировку. Обе операции завершились успешно, после чего наши земляки с товарищами отправились освобождать Великие Луки.
В июле 1942-го дивизия пополнилась новыми бойцами. Тогда на фронт прибыло 800 юношей и девушек. «Среди них и наши знаменитые разведчицы – Валентина Орлова (в девичестве – Лаврова) и Софья Аверичева. Разведчики были людьми образованными, большинство из них владели иностранными языками. К примеру, Валентина была учительницей, а Софье в военную пору очень пригодился талант театральной актрисы», — говорит заведующая сектором истории края.
У разведчиков была особенная миссия, и их боевые заслуги ценились очень высоко. К примеру, хотя наш земляк Николай Дементьев и не воевал в 234-й дивизии, но как не вспомнить, что он в свое время был награжден орденом Славы за то, что привел «языка», да не простого – «скрутил» фашистского генерала, располагавшего важными документами. За несколько успешных операций он был награжден орденами Славы всех степеней и стал полным его кавалером.
Во время коротких минут отдыха бойцы дивизии не забывали написать пару строк родным и близким. В фондах музея-заповедника хранится письмо Валентины Лавровой, которая сообщает домой, что жива и здорова, отдыхает от боев. Кратко, без лишних подробностей. Другое дело хроники, запечатленные на камеры военных корреспондентов.
«У нас хранятся негативы военкора Михаила Савина, который работал в одном издании вместе с нашим прославленным земляком Алексеем Сурковым. Они, как и бойцы, не раз ходили по краю, рискуя жизнью. Знаменитая «Землянка» Суркова родилась как раз после одного такого случая, едва не ставшего фатальным. Про те самые «до смерти четыре шага» поэт написал во время Истринской операции битвы за Москву. Тогда он попал в окружение, и его проникновенное произведение стало не просто письмом к жене, а прощанием с жизнью. К счастью, все обошлось благополучно», — рассказывает историк.
На войне грань между жизнью и смертью тонка, как нигде. Ветеран Савва Костин, имя которого носит сегодня одна из школ Рыбинска, часто рассказывал о том, что командир его взвода во время перерывов, и без того редких, заставлял солдат рыть индивидуальные окопы. Пока бойцы других взводов отдыхали, Костин с товарищами орудовал лопатой. Однажды неожиданно прозвучала команда «Воздух». Тренированные солдаты быстро окопались, а вот остальные, кто не оттачивал простой военный навык, полегли…
Другому нашему земляку Михаилу Сохрину память бередили страшные картины жестоких боев. На войну он попал еще ребенком, после того как вся его семья погибла. Он вспоминал, как при освобождении Минска наперерез нашим танкам шли отряды немцев, и советским солдатам ничего не оставалось, как давить их тяжелыми машинами.
Победный марш
В 1944 году 234-я стрелковая дивизия вновь пополнилась новобранцами и вела бои на Четвертом Белорусском фронте – ее бойцы освобождали Белоруссию и Западную Украину, а в июле вступили на территорию Польши. «К 1 августа дивизия вышла к предместью польской Праги (есть такой город под Варшавой), а в начале 1945-го она вплотную подошла к Померанским валам, что на подступах к Германии. Когда под натиском объединенных сил померанские укрепсооружения были уничтожены, дивизия получила высокую награду – орден Богдана Хмельницкого второй степени», — продолжает Оксана Гожалимова.
Дальше «ярославская» дивизия продвигалась к Победе семимильными шагами. Даты знаковых событий тех лет быстро сменяют одна другую. 27 апреля солдаты форсировали Одер, 2 мая вышли к Эльбе, в район города Крец.
«9 мая 1945 года дивизия была награждена орденом Суворова второй степени. До Берлина наши земляки не дошли, закончив боевой путь в районе города Нойштадт на Эльбе, после чего, уже 13 мая, дивизия была по-военному быстро расформирована».
О том, какой боевой путь пришлось пройти бойцам 234-й дивизии, написаны книги. «От Волги до Эльбы» и «Дневник разведчицы» — одни из них. Они будут интересны всем, кто захочет подробнее узнать о значительном вкладе в общую Победу, который внесли наши земляки, и память о боевом подвиге русского народа будет жить дальше.