Рыбинцы знали его как человека, горячо переживавшего за родной город, особенно за его исторические памятники. Специалисты ценили за способность найти нестандартные решения проблем. 6 августа не стало Владимира Васильевича Трубы. Он ушел из жизни в 70 лет, хотя мог еще много пользы принести родному городу.
Начало трудового пути Владимира Трубы типично для паренька послевоенного времени. Он родился в Рыбинске в 1945 году, окончил ремесленное училище и пошел в слесаря на п/я 20. Без отрыва от производства учился в РАТИ. В 30 лет стал заместителем, а потом руководителем нового подразделения РПОМ – КОСПУ, конструкторского отдела, который единственный в Советском Союзе занимался внедрением станков с числовым программным управлением.
Затем была работа на заводе «Призма», в КБ «Старт»…
В 1992 году в Рыбинске была создана Дирекция по историческому центру, которую возглавил в прошлом главный архитектор города, а на тот момент депутат рыбинского Совета Николай Лосев. В то время он разрабатывал проект детальной планировки и реконструкции исторической части города — программу «Исторический город».
— Однажды совершенно случайно мы встретились с Владимиром Васильевичем, который тогда работал в отделе продовольственных закупок администрации. Он заинтересовался нашей работой, а нам очень нужен был инженер, и мы быстренько перевели его к нам, — вспоминает Николай Александрович.
Владимир Труба принимал участие в реставрации Новой биржи, старого здания завода очковой оптики на улице Ломоносова, музея Мологского края, пожарной каланчи и многих других памятников Рыбинска.
При этом часто возникали проблемы, для устранения которых Владимиру Трубе удавалось найти нестандартные решения. Так было, например, когда в доме №75 по Крестовой улице прорвало систему отопления, в результате чего перекрытия рухнули, стены начали крениться. Сохранность здания оказалась под вопросом. Снести памятник тогдашняя администрация посчитала невозможным, перед Дирекцией поставили задачу сохранить дом. Но как? Именно тогда Владимир Васильевич предложил стянуть стены металлическим поясом. Это позволило укрепить фундамент, сделать новые перекрытия и сохранить здание до лучших времен, когда был найден инвестор.
Затем форс-мажорная ситуация повторилась на Советской, 2. К тому времени аварийное здание уже покинули суд, прокуратура и БТИ. Город приступил к ремонту кровли, но до осени закончить работы не успели, проливные дожди затопили, потом разморозилась система отопления. Здание готово было обрушиться. Чтобы сохранить его, нужно было укрепить фундамент. И тогда Владимир Труба предложил использовать метод горизонтальной тяги, который рыбинская фирма «Ригель» применила при реставрации Волжско-Камского банка на набережной.
В фундаменте под углом пробурили отверстия, установили в них арматуру и залили бетоном, после этого металлическими поясами стянули стены.
— Это позволило сохранить красивейшее здание Рыбинска, иначе оно давно бы рухнуло, — говорит Николай Лосев.
О том, что Владимир Труба всегда находил нестандартные решения, свидетельствует еще один случай. С дома №1 по Крестовой улице реставраторам необходимо было снять лепнину. Здание на тот момент было огорожено. Чтобы к нему смогла подъехать машина с вышкой, нужно было либо разбирать забор, либо перекрывать движение общественного транспорта. И то, и другое было трудно реализуемо.
— Мы долго сидели и думали, как быть, — рассказывает ведущий специалист департамента архитектуры и градостроительства Елена Блинова. — Потом Владимир Васильевич говорит: сходика к пожарным.
По его просьбе к дому приехала машина с полным расчетом, поставили лестницу и минут за 20 сняли всю лепнину.
Большая работа тогда была проведена по исследованию влияния Рыбинского водохранилища на уровень грунтовых вод в городе. Специалисты пришли к выводу, что фундаменты исторического центра подтапливает не искусственное море — страдают они от отсутствия ливневки, разливов канализации и водопровода. Раньше, когда улицы мостились булыжником, земля «дышала», талые и дождевые воды просачивались меж камней. Выросший культурный слой, асфальт препятствуют этому, потому и решили асфальт в историческом центре постепенно заменять тротуарной плиткой, что впервые и было сделано при реконструкции здания для музея Мологского края.
Еще благодаря Владимиру Васильевичу Рыбинск имеет информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Для ее создания была выполнена аэрофотосъемка, свои схемы и чертежи представили «Рыбинскгазсервис», «Водоканал» и «Теплоэнерго». Все материалы требовалось оцифровать, для этого из ООО «Грин» пригласили Сергея Трофимова, который сейчас возглавляет Информационно-технический центр Рыбинска. Но вскоре после того как он начал работу, должность сократили. Потерять ценного специалиста никак было нельзя, и, пока не появилась ставка, по предложению Владимира Трубы в течение нескольких месяцев сотрудники Архитектурноградостроительного управления скидывались ему на зарплату.
По мнению Любови Тихоновой, директора департамента архитектуры и градостроительства, уникальной чертой Владимира Васильевича была способность генерировать идеи.
— Он умел мечтать, фантазировать, был способен придумать идею, которую можно было взять в руки и начать реализовывать, — говорит она.
Именно Владимир Труба, будучи директором архитектурно-градостроительного департамента, пригласил Любовь Валерьевну в свои заместители. Она тогда была ведущим архитектором в «Рыбинскгражданпроекте», занимала должность заместителя директора, зарплату имела в три раза больше, чем могла получить в администрации, и уходить никуда не собиралась.
В течение трех месяцев он ее уговаривал, объяснял суть работы, которая так нужна городу. Именно тогда он сказал фразу, которую Любовь Тихонова помнит до сих пор:
«Ты будешь ходить по Рыбинску и гордиться своими объектами. Пускай даже никто не будет знать о том, что ты имеешь к ним отношение. Но они будут стоять в городе, и ты, твои дети, твои внуки будут гордиться тем, что ты причастна к их строительству».
Первые три года работы были особенно тяжелыми для молодого директора, но Владимир Васильевич, хоть и ушел из департамента, всегда был готов оказать поддержку, помочь словом и делом. Он говорил, что главное достояние любого руководителя – это его коллектив, что каждого человека нужно беречь и защищать. А главное – делился своими идеями.
— Он был моим наставником и буквально до самого конца жизни помогал мне. В последний раз мы виделись в четверг, накануне дня его смерти. Владимиру Васильевичу тяжело было подниматься на третий этаж, поэтому мы встретились в кафе. Он говорил о городской целевой программе развития инженерной инфраструктуры, о том, что в городе необходимо развивать транспортную инфраструктуру. «Никто, кроме вас, девчонки, поднять это не сможет», — сказал он. Мы это понимаем и обязательно будем воплощать его идеи в жизнь, — сказала Любовь Тихонова.