19 августа не стало Петра Владимировича Потурая. Поверить в это сложно, поскольку имя этого человека, художника, талантливого педагога, долгие годы возглавлявшего Детскую художественную школу, прочно ассоциируется с Рыбинском. Наш город стал для него родным, он считал его одним из самых красивых мест и по мере сил старался, чтобы его жители умели видеть и ценить прекрасное, были творческими и духовно богатыми людьми.
Петр Потурай попал в Рыбинск случайно. Украинский парень после службы в армии по комсомольской путевке приехал в Череповец, где устроился подручным сталевара на сталелитейном заводе. В свободное время занимался в изостудии, а потом поступил в Ярославское художественное училище. К нам приехал по приглашению друга, руководившего только что созданной художественной школой. Мог ли тогда Петр Потурай предполагать, что посвятит преподаванию здесь сорок с лишним лет и более тридцати будет руководить этим учебным заведением?
Несколько лет назад в интервью нашей газете Петр Владимирович заметил, как важна для города художественная школа. По его мнению, не только выставки в музее или картины в художественной галерее, но и дети, рисующие на пленэре, создают в Рыбинске особую атмосферу. «Город — это люди, которые в нем живут, — сказал он тогда. — В зависимости от этого он процветает или страдает». Все самое главное закладывается в человеке с детства, и важно не упустить этот определяющий момент. Неудивительно, что обучение подрастающего поколения живописи стало делом его жизни.
Преподаватель ДХШ Татьяна Мануилова познакомилась с Петром Владимировичем в 1963 году — они вместе сдавали вступительные экзамены в Ярославское художественное училище. «Мне тогда было 14 лет, а он на тот момент уже отслужил в армии, и неудивительно, что я, совсем еще девчонка, во все глаза смотрела, как он пишет, – уверенно, на очень хорошем уровне. Уже тогда его отличала какая-то особенная человеческая значимость, он выделялся среди других людей своим цельным характером и художественным мастерством. С годами его талант рос, и лично я считаю Петра Владимировича лучшим рисовальщиком в нашем городе. У него каждая линия несла смысл», — рассказала она.
Не только в творчестве Петр Потурай добился успеха, он был очень хорошим руководителем. За время его директорства художественная школа приобрела уважение и большой вес. О выпускниках, многие из которых впоследствии поступали в Ярославское художественное училище, так и говорили – «школа Потурая». «Когда он пришел в художественную школу, она больше напоминала студию. За тридцать лет он сделал из нее учебное заведение с грамотной методикой обучения детей изобразительному искусству. Именно в это время были утверждены программы по преподаванию рисунка, живописи, композиции, скульптуры. Все это было необходимо, чтобы не только научить детей, но и по-настоящему заинтересовать их творчеством. Петр Владимирович подбирал очень хороших педагогов, и сам был во многом для них наставником, поскольку прекрасно понимал смысл изобразительного искусства, его предназначение. При этом он был очень скромным человеком. Его ученики отмечали, что вокруг него создавалась какая-то особая атмосфера, настраивающая на творческий лад и вместе с тем умиротворяющая. Лично я порой ловила себя на мысли, что могу подолгу смотреть, как Петр Владимирович делает какую-то привычную работу – например, точит карандаши. Он так это аппетитно (по-другому и не скажешь) делал, что хотелось присесть рядом и неспешно заняться тем же. Это был очень разносторонне одаренный человек, и за чтобы ни брался, делал это основательно и на совесть, на отлично: рисовал, преподавал или же выращивал яблони в своем саду. Сейчас, после его кончины, утрата еще не ощущается в полной мере, кажется, что он рядом с нами, в художественной школе. Но потом его отсутствие ляжет тяжелым грузом на душу. Такого человека никогда не забыть», — поделилась Татьяна Мануилова.
За время преподавания в ДХШ Петр Потурай воспитал целую плеяду известных художников, среди которых Сергей Гусарин, художник-график, иконописец, создатель известной в России и за рубежом иконописной мастерской «Лик», член Российской академии художеств.
«Петра Владимировича я знал с детства, — говорит Сергей Борисович, — в художественной школе он вел у меня композицию. Он был немногословен, но каждая его фраза была содержательной и доходила до ума и сердца, а также очень точен и внимателен к деталям. Помню, когда я делал иллюстрации к «Герою нашего времени», он взял карандаш и начал рисовать пистолет – с каждым замочком, каждым изгибом. Это меня просто заворожило. Я его по-настоящему уважал. Недаром, когда я заканчивал Ярославское художественное училище и делал диплом «Любимые учителя», то в триптихе написал и его портрет. Мы поддерживали добрые отношения на протяжении долгих лет. Способствовал тому и тот факт, что его дочь работает у меня в иконописной мастерской. Он запомнился мне честным, можно сказать, беспорочным человеком, очень доброжелательным и отзывчивым. Никогда не слышал, чтобы он плохо отзывался о ком-то, наоборот, ко всем он относился дружелюбно».
Многие ученики Петра Владимировича связали свою жизнь с искусством.
«Я с теплом и благодарностью вспоминаю детские годы, когда занималась в рыбинской художественной школе. Нас учили замечательные учителя, творческие люди, профессионалы. И Петр Владимирович был любим больше всех. Мы воспринимали его как мудрого, доброго и заботливого наставника, который открывал перед нами большой мир творчества, учил видеть и понимать красоту. Сейчас, повзрослев и приобретя две творческие профессии, я понимаю, насколько сильно Петр Владимирович отдавал себя школе, ученикам и их развитию, насколько чистым и бескорыстным он был человеком. Всегда буду помнить его как настоящего мастера, вызывавшего общее уважение. Хочу пожелать нынешним ученикам нашей «художки» таких же незаурядных, радеющих за своё дело учителей, Учителей с большой буквы», — с искренним чувством поделилась Екатерина Докучаева, дизайнер, ювелир, член Санкт-Петербургского творческого союза художников.
Еще одна художница Светлана Торпашова вспоминает, что Петр Потурай своим неравнодушным отношением буквально изменил ее профессиональную судьбу:
«Добрый, отзывчивый, заботливый, прощающий – это все о Петре Владимировиче. Вот конкретный случай: после четырех лет обязательных занятий у нас был 5-й класс — так сказать, подготовка к училищу. Я сперва начала его посещать, но времена были тяжелые, в семье денег на обучение не оказалось. Подошла я к Петру Владимировичу и говорю: ходить не смогу в школу… Причину не говорила, но он все равно выведал, в чем дело, и сказал: «Если ходить хочешь — ходи так, без денег…» Вот я и закончила 5-й класс благодаря ему! Не передать словами, какой это был человек!»
Многие, кто хорошо знал Петра Потурая, отмечают, что он был разносторонне одаренной творческой личностью. Помимо живописи, в разное время мастер увлекался графикой, чеканкой, резьбой по дереву, ювелирным искусством. Его роль в развитии изобразительного искусства в Рыбинске очень велика, и недаром некоторые из его живописных полотен сейчас хранятся в Рыбинском музее-заповеднике.
«Десять лет назад, когда музей-заповедник приобрел некоторые его работы 70-х годов прошлого века, я лично открыл Петра Потурая как прекрасного живописца. У него очень профессиональные работы, в том числе сильная, наполненная философским смыслом живопись, заставляющая размышлять о жизни, судьбе, — рассказал заместитель директора музея Сергей Овсянников. — Особенно ему удавалось передавать в своих произведениях живые человеческие чувства. Этому он учил и своих учеников, неудивительно, что Детская художественная школа всегда была особым местом сосредоточения культуры города, столпом которой был Петр Потурай».
Имя Петр в переводе с греческого означает «камень», «скала». Таким и был Петр Владимирович – спокойным, цельным человеком, опорой для многих поколений учеников и педагогов, верным искусству и выбранной однажды жизненной стезе. Вечная ему память!