Рыбинская образовательная система — одна из лучших в Ярославской области. Осознавать это приятно, испытывая гордость в первую очередь за наших учителей, которые, несмотря на все перипетии, продолжают сеять разумное, доброе, вечное.
Может, их заслуги и не оценены по достоинству в полной мере, но вот факты — только в этом году звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» было присвоено семерым нашим землякам, один педагог получил звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Их ученики занимают первые места на олимпиадах, они применяют в своей работе новые методики. Словом, неустанно идут вперед, стараясь дать детям все самое лучшее.
Город должен знать своих героев. Поэтому в минувший четверг в департаменте образования состоялась пресс-конференция с лучшими из лучших педагогами Рыбинска. Учителя оказались в роли школьников — отвечали на вопросы. Разговор шел не только о возвышенных материях, но и о насущных проблемах.
— Педагогических кадров в школах не хватает — это факт. Что, на ваш взгляд, помимо материального аспекта, могло бы привлечь в сферу образования молодых специалистов?
Светлана Петрова, учитель русского языка и литературы СОШ № 1, почетный работник образования РФ:
— Работать в школе должно быть интересно. Пока есть интерес, можно работать с удовольствием. Когда-то пожилая учительница мне сказала — отношение детей к тебе можно определить простым способом: если ты идешь по коридору, а они идут тебе навстречу и улыбаются, значит, все в порядке.
Для нас, учителей, давно работающих в школе, самое главное — не растратить себя, свой, в хорошем смысле слова, азарт, желание видеть заинтересованные лица ребят. Молодых педагогов, наверное, пугает, прежде всего, то, что в учительских буднях много суеты. С нас требуют справки, отчеты и тому подобные документы. Однако вся эта бумажная круговерть для тех, кто по-настоящему чувствует призвание, не заслонит прелести живого общения с детьми.
Светлана Кужина, замдиректора СОШ № 32, заслуженный учитель Российской Федерации:
— К сожалению, молодежь сейчас считает, что школа — это не то место, где можно самореализоваться и достичь успеха. В пику этому мнению приведу слова Лихтенберга: «Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое».
Сфера образования очень консервативна и, на первый взгляд, сюда сложно привнести что-то новое. Но именно молодежи по силам сделать это. Любая награда важна для учителя, являясь доказательством признания достигнутых результатов.
И самый главный из них — успехи детей. Выступают они отлично на школьных олимпиадах, сдают хорошо вступительные экзамены в вузы — это все результаты нашей работы. Признание со стороны детей, родителей не заставляет себя ждать, но учителю важно и признание общества.
— Какие трудности есть в работе учителя? Как вы научились с ними справляться?
Ольга Латышева, замдиректора СОШ № 6, почетный работник образования РФ:
— Наша работа — это сплошные трудности. Подготовка к уроку, его проведение — вот самая главная из них. Не важно, сколько ты работаешь, каждый раз, вновь входя в класс, ты испытываешь волнение.
Наталья Горева, директор гимназии № 18, почетный работник образования РФ:
— Директорам, как и учителям, живется нелегко, но трудности и сложности преодолеваются. У нас под одной крышей находятся гимназия и творческое объединение «Соколята», а также одиннадцать дошкольных групп. Руководителям подразделений сложно, но, несмотря на это, мы вместе вносим значительный вклад в систему образования города, воспитываем в детях гражданственность, уважение к русской культуре.
Светлана Завьялова, директор Центра «Солнечный», почетный работник образования РФ:
— «Солнечный» остается самым крупным учреждением дополнительного образования в городе. На сегодняшний день у нас на разных направлениях занимаются около трех тысяч детей. Свои трудности есть и у нас.
Если, идя в школу, дети осознают, что им надо добросовестно учиться, штудировать учебники, то у нас дело добровольное. Поэтому педагог дополнительного образования должен заинтересовать ребенка. Кстати, 13 человек, преподающих у нас, — это бывшие выпускники центра.
И хотя сейчас очень сложно привлекать молодежь в педагогику, в этом году к нам пришел первый выпускник Рыбинского педколледжа по специальности «Педагог дополнительного образования». Мы этому очень рады.
Молодой специалист уже успешно отработал на игровой площадке на Дне города, и хочется надеяться, что в нашем коллективе его педагогический талант раскроется, и под его чутким руководством ребята смогут не только заниматься интересным и увлекательным делом, но и достигнуть значительных успехов. Таких, как, например, у нашей студии театральных и киноминиатюр «Колибри», которую мы называем кузницей президентских премий.
— Риторический вопрос: насколько престижна сегодня профессия учителя?
Марина Голубева, учитель математики и информатики СОШ № 23, почетный работник образования РФ:
— Престиж профессии упал — это факт, но для учителя самое главное — быть нужным ребенку. Это никуда не ушло. Когда ты приходишь на урок и понимаешь, что не нужно лукавить, потому что дети воспринимают тебя какая ты есть, верят в то, что ты им можешь помочь — это нечто большее, чем какой бы то ни было эфемерный престиж, это то, что держит нас на работе.
Приятно, когда дети делятся своими радостями, заботами даже тогда, когда они уже покинули стены школы. Многие из них не забывают нас, приходят, рассказывают, куда поступили, каких успехов достигли.
— Представьте себе, что сию минуту перед вами стоит человек, который олицетворяет собой государство. Что бы вы ему сказали, о чем спросили?
Ирина Григорьева, замдиректора лицея № 2, почетный работник образования РФ:
— Я бы спросила, помнит ли этот человек своего первого учителя и насколько он оценивает сегодняшнее качество жизни этого человека. Может быть, тогда в жизни каждого из представителей этой профессии наступят изменения к лучшему.
Марина Голубева:
— Мне кажется, отношение к учителю во многом зависит от позиции государства. Мне бы хотелось попросить его несколько изменить отношение к учителю, положительно позиционировать его в том числе в СМИ. Зачастую то, что мы видим на экране телевизора, читаем в газетах, не идет в плюс нашей профессии. Возвращаясь к вопросу о популяризации профессии, мы не должны забывать, что будущие педагоги должны видеть пример, достойный подражания.
— Ваше отношение к реформе системы образования страны?
Марина Голубева:
— Порой государство требует от школы того, к чему она не готова. Возьмем, к примеру, электронные журналы и дневники. Как можно говорить об их повсеместном внедрении, если не созданы элементарные условия для того, чтобы ввести это в практику. Нам много чего обещают, но пока заметных изменений мы не видим.
Светлана Кужина:
— В новых подходах к образованию есть немало положительных моментов. Практика, когда в ученика пытались вложить как можно больше знаний, отходит на второй план, потому что в условиях информационного общества на авансцену выходят навыки, связанные с коммуникабельностью ребят в их будущей жизни, их мобильностью, готовностью к переменам, развитию тех навыков, которые позволили бы принимать решения в нестандартных ситуациях, эффективно работать с источниками информации.
Для старших классов такой подход для меня приемлем. Но тут возникают ножницы. В государственных программах заявляется о реализации компетентностного подхода к образованию, но единый государственный экзамен все равно показывает главенство знаний.
Тесты ЕГЭ требуют вывести детей на определенный уровень владения информацией: где-то научить, а по некоторым предметам просто-напросто «натаскать». В конечном итоге учитель занимается только тем, чтобы научить детей выполнять задания. То есть получается, в течение всего обучения в школе к ребенку предъявляются одни требования, а при выпуске из нее он должен соответствовать совершенно иным.
Ирина Григорьева:
— Новый образовательный стандарт, по которому мы работаем уже второй год, позволяет на уровне младшего школьника, на начальной ступени образования прививать навыки ответственного поведения и воспитывать, развивать у учащихся умение оценивать свои поступки, знания. Это большой плюс стандартов. Мы это наглядно видим на практике. Дети становятся более ответственными за свои поступки, принимаемые решения, что в конечном итоге положительно сказывается на их личностном развитии.