Анатолий Королев — прозаик, драматург, сценарист, публицист, филолог-исследователь, автор инсценировки повести М. Булгакова «Собачье сердце», которая была поставлена на рыбинской сцене. Писатель побывал на премьере спектакля и поделился с нами впечатлениями от увиденного.
… Я не был в Рыбинске больше 20 лет и был приятно удивлен качеством публики, которая пришла на премьеру в театр. Чудесные лица, много молодых людей, точная реакция по ходу спектакля: хлопают в нужном месте, смеются так же… Счастлив тот город, где есть такая публика, счастлив театр, у которого вестибюль залит светом.
Месяц назад я вернулся из Карлсбада (чешские Карловы Вары, т.е. королевские купальни), какой дивный городок из табакерки, какие дворцы построили за триста лет вокруг термальных источников, и как жутко было видеть потухшее здание роскошного театра, похожего на корону в стиле ар-нуво, черные зеркальные окна, как очи слепца, ни одной афиши, все в пыли, цепочка мусорных баков у стены…
А тут публика в буфете пьет шампанское! Не знаете вы своего счастья, горожане.
Я смотрел на одном дыхании, практически мне понравилось все, особенно второй акт. Какая слаженная энергия, какой дружный энтузиазм, сколько задора и профессионализма!
В Москве я побаивался, что моя инсценировка по Булгакову споткнется о роль Шарикова, слишком уж уникальная задача сыграть гуманного пса и подонка в одном лице. Но актер Николай Шишигин замечательно справился с ролью, блестяще, а ведь ему пришлось вступить в состязание с легендарным фильмом режиссера Бортко, где Шарикова мощно сыграл Владимир Толоконников, а профессора Преображенского – сам великий Евстигнеев.
Хочешь не хочешь, а фильм незримо стоит перед глазами, буквально принуждая к сравнению… Так вот актер Владимир Калюкин тоже легко выдерживает сравнение с мэтром. Его профессор мил, умен, гениален и смотрит на революцию как на досадное умопомешательство, которое пройдет у России, как коклюш у дитяти или сыпь.
Точен эмоциональный рисунок спектакля, убедительно построенный постановщиком. Петр Орлов сумел создать вдохновенное зрелище, порой зал замирает, да и я, зная все наперед, переживал неожиданные повороты истории превращения собаки в пролетарского негодяя.
Хаос рождает чудовищ, повторяет режиссер формулу Гойи.
В канун юбилея революции (а спектакль поставлен с прицелом на 2017 год) все, что я видел, вызывало острую реакцию. Боже мой, куда мы прошагали в марше энтузиазма? Зачем были замучены и зарыты в землю миллионы жертв, если Россия, описав параболу казней, вернулась строить капитализм?
Зачем затопили Рыбинским морем городки и деревни в центре России? Почти Швейцарию уложили под воду ради скромных выгод местной электрификации? Эти черепа видят нас из земли и воют во снах государства, как проклятие.
Эту мрачную тему хаоса хорошо подхватили композитор Владимир Брус, художник Леонид Пантин и художник по костюмам Наталья Ситуха. Элегантно прочувствовал тревожную поэзию света Алексей Батраков. Хореография Натальи Пасынковой и пластика Аллы Молодцовой убедительны и по-хорошему агрессивны.
В качестве матрицы для всего спектакля я бы предложил ораторию Георгия Свиридова «Время вперед», вот где гениально схвачены фазы революции: сначала томление духа, затем безумие частушки и кульминация – из морока вылетает сияющий локомотив ярости, разносится стук стальных колес по акведуку истории, пронзает мрак мира луч смерти прожектором сталинского локомотива…
Хорош домком во главе со Швондером в нелепой кепке с большим козырьком, а как хорошо актер Руслан Бадозюк простонал: «Погибла революция!»
Короче, премьера замечательная!
Что вызвало сомнения?
Мне показалось, что профессор в исполнении В. Калюкина переигрывает в брезгливости своего персонажа. Нейрохирург, у которого руки в крови в силу ежедневных операций, не может быть так чувствителен, как кисейная барышня. Да, он брезглив к идеям большевиков, а к людям он скорее безразличен как врач.
Н. Шишигин прекрасно чувствует музыку, особенно хорош он в музыкальном колесе балалайки, тут его народность достигает зловещей силы, но линию ненависти к кошкам он подает слишком бытово, а ведь это эмоциональный психоз времени. Растерзать слабого только потому, что он слаб.
Хороши без исключения все женские роли в спектакле, и все же посмотрите мысленно на фурий нашей революции: как они прекрасны, как полны страшной красоты искушения, а тут, простите, одни бабы в алых платках. Им бы добавить грима и пудры! Блеска подиума топмоделей.
Кроме того, время действия пьесы 1925 год, время нэпа. Темп революции переменился, это уже не марш энтузиастов, а соблазнительный слоуфокс, чары питона с картин Франца Штука, где змий обнимает кольцами голую Гретхен, это красота змеиного яйца, в котором просвечивает фашизм.
Вот почему так важен в пьесе доктор Борменталь, он-то пойдет дальше учителя в желании через вивисекцию исправить людей, он лишен сентиментальности Преображенского.
Помните, что сказал Герцен о Робеспьере? Он смело ступал в кровь ногой, и кровь его не марала.
Думаю, это краска сделает роль Сергея Молодцова более острой.
Изумительно увеличил режиссер финал с беременной барышней (Дарья Кошелева). В потоке музыки свыше мы, затаив дыхание, ждем, что же родится от Шарикова?
Тут поэзия достигает высоты органного хорала на тему Отца и Сына с тенями от Франкенштейна.
Вот где надо бы подключить Шаляпина (Алексей Батраков), роль которого мне показалась пока умозрительной и служебной.
Но это так… графитти на полях замечательной премьеры.
И еще! В Рыбинске я почувствовал творческий потенциал для рождения феномена типа французского Авиньона. Есть что-то неуловимое в облике города. Если Рыбинск хорошенько встряхнуть, он может стать, как и Авиньон, столицей летних театральных игрищ, на которые постепенно начнет собираться весь театральный мир.
И последний штрих.
Хорошо, что в театре большие антракты, это верный фон для события. Сюда люди приходят именно для жизни, это вам не кино. В Париже, в театре «Опера» на площади Бастилии, принят как раз такой стиль застолий в антракте, они идут порой до 40 минут!
Парижский спектакль закончился почти в полночь, у нас сложнее, нужно подключить к театру специальный автобусный маршрут, чтобы народ не боялся позднего часа, и придать настоящий шик буфету в фойе, у французов буфеты – почти рестораны.
Одним словом, театр — это событие для души.
И у вас есть для этого потрясения сердец хорошая оправа – город и его театральная публика.
С премьерой, Рыбинск!
Рыбинск-Москва