В городе активно обсуждается бюджет 2017 года. Работа идет непросто — в Муниципальном Совете кипят страсти едва ли не по каждому пункту будущих доходов и расходов, а администрация Рыбинска говорит о необходимости тотальной, но разумной экономии.
Судя по всему, в ближайшем будущем придется потуже затянуть пояса. Первый заместитель главы администрации Дмитрий Рудаков считает, что в ситуации, когда город за прошедшие годы накопил свыше миллиарда рублей муниципального долга, когда доходы от «местных» налогов сильно упали, необходимо прекратить «проедать» бюджет, оптимизировать расходы, а сэкономленные средства направлять на развитие.
Подробнее о финансовых перспективах на предстоящий год – в нашем интервью.
— Дмитрий Станиславович, как изменились источники наполнения городской казны?
— Бюджет 2017 года будет характеризоваться выпадающими доходами от налоговых сборов в размере 200 миллионов рублей. Частично это объясняется экономическими причинами, актуальными для страны в целом. Как и повсеместно, у нас снижаются поступления от единого налога на вмененный доход. Из этого источника в следующем году муниципальный бюджет недополучит порядка 20 миллионов рублей. Если в 2015 году доход от него был на уровне 150 миллионов, то в нынешнем и на прогнозный период 2017 года эта цифра составляет 129,3 миллиона рублей. Причина очевидна – за последние несколько лет на волне кризиса более тысячи рыбинских предпринимателей прекратили свою деятельность.
К 2015 году произошло значительное снижение дохода от налога на имущество физических лиц – 51 миллион рублей вместо прежних 74. Многие субъекты Федерации, в том числе и Ярославская область, перешли на расчет налога от кадастровой стоимости объектов. При этом муниципалитеты установили разные ставки. Если, к примеру, в Переславле-Залесском она составляет 0,3%, то в Рыбинске два года назад она была принята в размере 0,1%. Невыгодную для бюджета практику мы сможем изменить только к 2018 году – недавно депутаты утвердили предложение управления экономического развития администрации о поэтапном увеличении ставки до 0,2%, благодаря чему в названный срок мы сможем выйти на прежний уровень платежей.
Самая весомая потеря для городской казны – доходы от земельного налога. Если в 2016 году они составили 324 миллиона рублей, то плановый показатель 2017-го – лишь 145 миллионов. После того, как на областном уровне была проведена переоценка кадастровой стоимости объектов, очень серьезно упал размер платежей социальной сферы и предпринимателей, в результате мы видим колоссальный разрыв в 179 миллионов рублей. Даже с учетом 100 миллионов экономии, образовавшейся по налогам муниципальных учреждений, в будущем году мы теряем свыше 70 миллионов рублей по этому налогу.
— Как повлияло изменение кадастровой стоимости объектов на доходы бюджета?
— С учетом кадастровой стоимости объектов определяется арендная плата, выкупная цена земельных участков. Соответственно, и здесь мы также потеряем немало денег. Мы могли бы рассчитывать на областную дотацию на выравнивание, но она также уменьшилась — со 147 до 131 миллиона рублей в текущем году. В данной ситуации мы очень надеемся на помощь региона в виде компенсации выпадающих доходов по земельному налогу.
— Какие шаги предпринимают власти города, чтобы компенсировать, пусть частично, финансовые потери?
— Самым важным достижением я считаю снижение обслуживания многомиллионного долга и просроченной кредиторской задолженности. На момент, когда новое руководство города приступило к своим обязанностям, а точнее — ко второму кварталу 2016 года, муниципальный долг Рыбинска составил 1 миллиард 361 миллион рублей (в основном речь идет о коммерческих кредитах, ставки по которым были очень высокими — достигали 16% годовых).
На 1 ноября 2016 года сумма долга практически не изменилась, но поменялась его структура. Нам удалось погасить остаток долга МУП «Водоканал», сейчас он составляет меньше 8 миллионов рублей и на конец года будет погашен. Удалось выплатить 40 миллионов рублей, составляющих задолженность перед МУП «Теплоэнерго». 100 миллионов рублей мы заместили бюджетным кредитом по ставке 1%.
Кроме того, по итогам активных переговоров администрации и коммерческих банков, последние снизили действующие процентные ставки до 12% годовых, а в ходе последних расторговок один из банков «упал» до 11,2%.
Работа по снижению процентных ставок, замещению коммерческих кредитов бюджетными привела к тому, что сумма на годовое обслуживание муниципального долга сократилась с 220 до 185 миллионов рублей. Это неплохой показатель, главное, что более 30 миллионов рублей мы сможем направить на первоочередные нужды города, а не на то, чтобы кормить банки.
— Кредиторскую задолженность также удалось сократить в текущем году?
— На 1 апреля 2016 года она составляла 452 миллиона рублей, на 1 ноября – 324 миллиона. Этого удалось добиться за счет работы с кредиторами по реструктуризации долга, а также помощи областного правительства – часть предоставленных бюджетных кредитов мы тратили на погашение просроченной кредиторской задолженности. Благодаря этому до 1 декабря мы уменьшили кредиторскую задолженность еще на 40 миллионов рублей. На начало следующего года она составит меньше 300 миллионов рублей.
— При таком положении дел очевидна необходимость экономить и максимально эффективно расходовать имеющиеся средства. За счет чего будем этого добиваться?
— Следующий год мы начнем в режиме жесткой финансовой экономии. Собственно говоря, первые шаги в данном направлении уже предприняты. Так, на 15% мы сократили расходы по администрации города. Это порядка 20 миллионов рублей. Мы экономим на всем – от транспортных расходов до картриджей для заправки принтеров. Оптимизированы затраты на такие сферы, как спорт и культура.
В частности, перед руководителями поставлена задача — улучшить показатели по внебюджетной деятельности, рационально использовать имеющиеся пустующие площади.
Администрация, используя все возможные рычаги, стимулирует предприятия, находящиеся в ее непосредственном подчинении, на получение прибыли. К примеру, когда я только начал заниматься бюджетом, обратил внимание, что в 2016 году стоит плановый показатель прибыли от МУПов всего 240 000 рублей. Сегодня этот показатель перевыполнен более чем на 17 миллионов. Этими деньгами мы также гасили кредиторскую задолженность. В следующем году планка для МУПов составит 21 миллион.
— Проект бюджета предстоящего года очень активно обсуждался в Муниципальном Совете, при этом звучали высказывания о том, что администрация могла бы еще больше сократить свои расходы – оптимизировать численность работников департаментов, пересмотреть размер заработной платы директоров муниципальных предприятий…
— С 2010 года штат администрации города сокращен на 20%, или на 81 единицу. Он уже оптимизирован. В качестве примера можно привести управление экономического развития, где 16 человек выполняют объем работы, аналогичный фронту деятельности пяти областных подразделений, в том числе департамента промышленности, управлений инвестиций, потребительского рынка, туризма. В такой ситуации любые сокращения нужно делать очень обдуманно, ведь в противном случае сложившуюся систему управления городом можно разрушить в один момент. Зарплаты на муниципальной службе, в МУПах ниже, чем на промышленных предприятиях. В этом плане мы неконкурентноспособны, и неудивительно, что квалифицированные служащие время от времени уходят на заводы. А ведь именно от наличия грамотных специалистов на жизненно важных муниципальных предприятиях, таких как «Водоканал», «Рыбинская городская электросеть», «Теплоэнерго» зависит наполнение бюджета, дальнейшее эффективное распределение финансов, жизнедеятельность города.
К таким вопросам нужен здравый и взвешенный подход. Поэтому мы предоставляем возможность руководителям подразделений и предприятий на местах решать, что для них приоритетнее в непростых экономических условиях – оставить на работе грамотного специалиста и при этом уменьшить другие расходы либо, наоборот, сократить штатную единицу, сэкономив деньги для решения оперативных задач.
— Несмотря на сложную финансовую ситуацию, город продолжит развитие? Какие проекты будут реализованы в следующем году?
— Мы должны жить по средствам, прекратить просто «проедать» бюджет и по-максимуму направлять сэкономленные деньги на развитие. Среди масштабных планов на будущий год, на которые в бюджете заложены средства (в том числе и областные) – берегоукрепление в районе ДС «Полёт», оптимизация системы теплоснабжения Зачеремушного микрорайона, строительство регионального центра по лыжным гонкам и биатлону в ЦЛС «Дёмино», где базируется МАУ СШОР № 4.
Да, мы оптимизируем расходы на спорт и физическую культуру, но речь идет о текущей деятельности учреждений. При этом мы находим возможности для совершенствования материально-технической базы для занятий спортом в Рыбинске. 58 миллионов рублей из вышестоящих бюджетов мы направляем на развитие. И общая сумма на спорт и физическую культуру в городском бюджете составляет 315 миллионов рублей.
Также одним из приоритетов остается благоустройство города. В частности, продолжатся работы по ремонту дворов многоэтажных домов. Именно поэтому бюджетные средства на сферу ЖКХ были сохранены в объемах 2016 года.
Резюмируя, еще раз напомню — финансовая ситуация в будущем году будет тяжелой, но не безнадежной. Если бы мы предварительно не сэкономили на обслуживании муниципального долга, не позаботились об уменьшении просроченной кредиторской задолженности, то вообще не смогли бы наполнить бюджет следующего года. В 2017 году мы продолжим оптимизировать работу администрации, искать возможности экономии и перераспределения бюджетных средств.