Памятники как люди. Одни нам близки и знакомы, другие кажутся чужаками. Им посвящают стихи и запечатлевают на картинах. Ими восхищаются и их свергают. У них есть свое узнаваемое лицо, свой характер, своя судьба. Для рыбинцев родным и любимым является монумент «Мать-Волга». Недаром именно он победил в народном голосовании, когда минувшей осенью мы выбирали главный символ города.
«Доктора» для бетонного юбиляра
Издалека видна путешествующим на водном транспорте величественная 28-метровая фигура молодой женщины – статной, гордой, красивой. Одна рука ее направлена в сторону Рыбинского моря, другая — сжимает свиток чертежей. Монумент был призван увековечить труд строителей гидроэлектростанции и водохранилища. Архитектор монумента Н. Донских, скульпторы: С. Шапошников и В. Малашкина. Масштабный объект был торжественно открыт в 1953 году, и с тех пор «Мать-Волга» приветствует проходящие мимо корабли. Увы, но, как и над людьми, над памятниками время тоже имеет свою власть, подтачивая их каменное здоровье, отпечатываясь на лице «морщинками»-трещинами. «Матери-Волге», справившей свой шестидесятый день рождения, потребовалась серьезная помощь специалистов. В 2014 году к работам по реконструкции монумента приступило столичное ООО «Строительная компания «Сталь».
Эта фирма вот уже пять лет ведет работы по реконструкции рыбинского гидроузла. Дело ответственное, к исполнителю предъявляются серьезнейшие требования: от наличия допуска к специализированным видам строительно-монтажных работ и высокого уровня подготовки инженерно-технического персонала до имеющейся у компании строительной техники и технического флота. Помимо целого ряда других мероприятий, москвичам предстояло выполнить работы на монументе «Мать-Волга». Изначально был предусмотрен лишь незначительный косметический ремонт его лицевых поверхностей и некоторые работы по устранению крупных повреждений.
— Однако после детального обследования состояния всех конструкций монумента, постамента, балюстрады и прилегающей территории руководством нашей организации было принято решение по проведению работ в необходимом объёме, то есть практически реставрации. Мы пошли на это, не взирая на увеличение основных затрат, — рассказывает Андрей Митронов, руководитель проекта.
Веление времени
До начала работ было проведено обследование состояния монумента: выполнены натурные обмеры, фотофиксация общего облика и отдельных проблемных конструкций. И конечно, особое внимание было отведено подбору высококвалифицированных специалистов, которым были бы по плечу сложные задачи. Им предстояло восстановить по архивным эскизам и фотографиям пер-воначальный облик лепного барельефа постамента, изготовить его недостающие части. И тут строителей ожидали любопытные открытия.
— Не все задуманные скульпторами элементы этого барельефа, отражающие ход истории СССР ранних годов индустриализации, были согласованы с заказчиком – ФГБУ «Канал имени Москвы» — к восстановлению. Основной лозунг той эпохи, ранее расположенный на фронтальной части постамента и демонтированный, видимо, в период смены политического курса нашей страны, так и остался лишь в воспоминаниях и фотоархивах, — продолжает Андрей Митронов.
В общем, знаменитых слов Владимира Ленина о том, что коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны, здесь нет. Но и без того забот у строителей хватало. Вначале они демонтировали поврежденный слой бетона на всех элементах монумента и обнаружили сколы, отслоения бетона, частичные разрушения барельефа и балюстрады. Местами повреждения были столь значительными, что сквозь трещины проглядывала арматура!
Активная фаза реставрации монумента потребовала от специалистов большого мастерства, а подчас и ювелирной точности работы. А ведь часть из них выполнять пришлось на огромной высоте, на уровне девятиэтажного дома. Рабочие применяли самые разнообразные строительные технологии, чтобы разгладить у «Матери-Волги» оставленные временем «морщинки», восстановить отсутствующие элементы – часть щеки, пальца, сделать монумент прочным.
— Рабочие расшивали трещины на скульптуре, а затем ликвидировали их сверхпрочным бетоном. На постаменте применяли метод инъектирования специальной эпоксидной смолой, которая заполняет даже самые маленькие повреждения, — уточнил Константин Скобелев, мастер участка.
После ремонта и антикоррозийной обработки была возвращена на место стальная чайка — спутник «Матери-Волги». Монумент покрыли слоем микробетона, который защитит его от атмосферных осадков.
— Чтобы один из самых узнаваемых символов Рыбинска предстал во всей красе, мы дополнительно предусмотрели систему автоматической точечной подсветки скульптуры, — рассказал Дмитрий Полубаров, помощник главного энергетика.
Притягивающая взоры, надежная и вновь молодая. Такой предстала «Мать-Волга» после реставрации, выполненной «Строительной компанией «Сталь». Символ великой русской реки, гордость Рыбинска по-прежнему смотрит вдаль моря, встречает и провожает корабли на радость жителям города и путешественникам, которые на память о встрече с ней увозят в разные уголки Земли многочисленные фотоснимки.
Скажите,сколько долго будет продолжаться эта идиотия с непроверенной и ложной информацией в виде высоты скульптуры, парящей чайкой и монументом «Рабочий и колхозница». Одна корреспондентка спросила у другой, та в свою очередь спросила у сторожа, сторож вообще вчера родился и не знает что такое компьютер,а в результате одна корреспондентка перепечатывает информацию у другой,пользуясь слухами. — Именно так вы собираете информацию.
Я к тому, что по документам высота монумента с постаментом не 28 метров,а 17,4. Вы сами смотрите на скульптуру и пишите,что у нее высота 9 -ти этажки. Бред, она высотой с 5-ти этажный дом и это видно невооруженным глазом. Или вы даже не видите разницу в высоте? Она ведь большая.
Дальше- у монумента не чайка, а буревестник. Между ними отличие,как «жигули» отличаются от «волги»- вроде легковые машины обе,но все-таки не одно и то же.
Буревестник все-таки больше размером, имеет характерную форму головы и строение клюва. И это все видно невооруженным глазом. Вы чем смотрели?
Про «рабочего и колхозницу» вы не писали, но опять достало вранье, скажу что стоять они должны были со стороны реки Волги, это опять же по документам.
Историю с памятников стирают не только на Украине??? Последствия не пугают??? 🙂