Рыбинец Владимир Поткин – прославленный шахматист, тренер российской сборной по шахматам. Он тренирует чемпиона мира по блицу Сергея Карякина. В новогодние выходные он побывал на родине и пообщался с «Рыбинскими известиями».
Шахматную карьеру Владимир Поткин начинал в Рыбинске и до сих пор считает родной город самым красивым и дорогим сердцу.
Тренер российской сборной побывал на рыбинских «Новогодних стартах», в которых участвовали 200 любителей черно-белых баталий из Рыбинска, Ярославля, Костромы, Гаврилов-Яма.
Он много общался с юными шахматистами – с каждым фотографировался, желал удачи и даже делал за некоторых первый ход. Е2-Е4, конечно же.
Нам удалось пообщаться с международным гроссмейстером. Он рассказал о теории десяти тысяч часов, о шахматах для трехлеток и о том, как из «слабенького» ученика вырос в сильного наставника.
— Владимир, расскажите о своем пути к успеху. Родители поддерживали ваше увлечение?
— На путь шахмат меня поставили родители: отец – мастер спорта, мама – перворазрядница. Они всячески поддерживали во мне интерес к шахматам, отец стал первым тренером. Я убежден: юному спортсмену очень важна родительская помощь.
Даже если вы не играете сами, обязательно поддержите ребенка психологически, радуйтесь его победам, вместе переживайте поражения. Ведь успехи далеко не сразу приходят к спортсмену, на тернистом пути к победам у него тысячу раз опустятся руки. И здесь нужен тот, кто верит в тебя. И пусть этим человеком станете для ребенка вы, родители.
К примеру, первые шаги в рыбинской шахматной школе мне давались нелегко. Я был младше остальных детей в группе, к тому же увлеченно занимался хоккеем и теннисом.
Но родительская поддержка вела меня дальше — и я увлёкся шахматами, начал много работать, благо и шахматные книги дома всегда лежали на видном месте, я изучал их с большим интересом. Вскоре стал побеждать в областных, а затем и в российских турнирах.
Помню, проходил обучение в школах известных гроссмейстеров — Александра Панченко и Марка Дворецкого, занятия там сильно на меня повлияли. Примечательно, что для сессий с талантливыми ребятами в Рыбинск приглашали известного гроссмейстера и историка шахмат Юрия Авербаха. На развитие творческого мышления повлияли занятия с Игорем Зайцевым — тренером Анатолия Карпова.
Импульс для дальнейшего развития мне придало призовое место в чемпионате России среди юношей, я стал вторым в этом состязании, проходившем в Рыбинске. В нашем возрасте всегда была сильная конкуренция, и на том чемпионате мне удалось опередить талантливого Дмитрия Яковенко.
Потом я поступил на шахматное отделение Российского государственного университета физкультуры. Можно сказать, я там «дозрел» в дружеском окружении сильных однокурсников. К примеру, со мной училась Александра Костенюк, ныне двенадцатая чемпионка мира по шахматам, и Александр Грищук, двукратный победитель Всемирной Шахматной Олимпиады.
Подобная атмосфера дружбы-конкуренции, когда вокруг серьезные соперники, порождает успех. Сегодня я международный гроссмейстер, чемпион Европы и тренер сборной России по шахматам.
— То есть будущему чемпиону придется много трудиться?
— Ты можешь быть очень талантлив, но практика показывает: кому успех легко достается, тот может легко бросить спорт. Как только встречается первое препятствие, неудача – ему уже не интересно.
Существует теория десяти тысяч часов: чтобы достичь определенных успехов, нужно честно пахать, вкладывать силы, время. И соперников я советую подбирать сильнее себя – чтобы не стоять на месте, развиваться.
Играя с сильным, ты можешь почерпнуть у него многое: секреты, стиль игры, для спортивного роста это имеет колоссальное значение.
Помню, в Рыбинск на тренировочные турниры приезжал знаменитый гроссмейстер Юрий Шабанов. Первый раз он легко обыграл меня, но я тщательно подготовился к нашей следующей встрече и уже через полгода одержал над ним победу.
— Сегодня вы тренируете лучших шахматистов России. Зачем сильному игроку наставник?
— Я тренирую Яна Непомнящего (чемпион России и Европы) и Сергея Карякина (чемпион мира по быстрым шахматам). Для меня очень важна дружеская составляющая между мной и спортсменом. Мы с ребятами почти ровесники, как результат — у меня отсутствует отеческий взгляд сверху, мы просто трудимся в одной упряжке, мы с ними команда.
Тренер помогает шахматисту по кирпичикам собирать его сильные стороны. Он изучает индивидуальность спортсмена и помогает ему взглянуть на себя со стороны, как в зеркало, — подтянуть недочеты, усилить достоинства. Но это не все.
Наставник помогает шахматисту, прежде всего, своей сильной игрой, служит ему спарринг-партнером. Я не только тренирую, но и сам успешно играю. Тренер должен быть на пике, чтобы помогать. Вместе мы выстраиваем стратегию будущего сражения: изучаем соперника, ведь каждый шахматист играет по-разному – кто-то агрессивно, кто-то, наоборот, затягивает игру.
Все это нужно учесть и использовать. Сегодня в мире множество сильных игроков, конкуренция очень высока. Для побед нужно постоянно совершенствоваться. В этом и заключено большое искусство тренера и спортсмена.
— Сегодня в шахматы отдают и трехлетних малышей. Это оправданно, по-вашему?
— Конечно. Чем раньше, тем лучше. Шахматы чудесно подходят для раннего развития, формируют логическое мышление, помогают смотреть на мир шире, просчитывать свою жизнь на несколько шагов вперед.
Другое дело, что родителям нужно внимательно выбрать тренера. Игра должна приносить ребенку радость. Выберите наставника, который привьет любовь к игре, введет ребенка в волшебный мир шахматного королевства. Сегодня, когда вокруг нас помогающие во всем технологии, когда не нужно ничего запоминать (интернет мгновенно выдает ответ на любой вопрос), шахматы особенно актуальны. Они делают ум острым, открывают перед ребенком отличные перспективы.
Я сейчас не о пьедесталах почета даже. К примеру, среди моих одногруппников по рыбинской шахматной школе никто не связал жизнь с шахматами. Но один из них стал крупным бизнесменом, другой – математиком. Шахматы приучают к труду, дают опору в жизни.
— Как справиться с поражением? Ваши советы.
— Признаюсь, смириться с проигрышем очень нелегко. Особенно, если цена его высока, если ты много вложил и труда, и времени. Нужно дать себе время отгоревать. И сделать выводы: где допустил промах, в чем соперник был сильнее.
А чтобы поражение не стало причиной паники, вспомнить: и ты был силен в этой встрече, отметить свои правильные шаги. Найти позитивные стороны будет нелегко, но именно это станет тем пятачком, с которого вы продолжите путь дальше.
На следующий день провести партию спокойно. И здесь вам обязательно нужна будет поддержка близкого человека в «теме» – вот для чего нужен тренер. А ребенку — родители. Успехов всем рыбинским шахматистам! Я в вас верю!