12 января органы прокуратуры России отметили профессиональный праздник — 295 лет со дня основания. В преддверии этой даты зампрокурора Рыбинска Роман Шабалин озвучил итоги работы в 2016 году. Цифры, которые он привел, выглядят довольно оптимистично: преступность в нашем городе идет на спад.
— Сколько правонарушений в Рыбинске произошло в 2016 году?
— Всего на территории Рыбинска и Рыбинского района совершенно 2863 уголовно наказуемых деяния, что на 427 меньше, чем в 2015-м. Наблюдается снижение тяжких и особо тяжких преступлений — их произошло 600, это на 113 случаев меньше, чем годом ранее. Снизилось количество убийств: 10 против 13, совершенных за прошлый период, но при этом случаев причинения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, зафиксировано больше: 10 против 4.
Преступлений, связанных с причинением тяжких телесных повреждений стало меньше: 34 против 46. Сократилось число угонов: 41 против 73. Позитивный момент заключается также в том, что количество правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения идет на спад: 569 против 598.
А вот уровень детской преступности по-прежнему остается достаточно высоким: в 2016 году несовершеннолетними было совершено 92 преступления. А в 2015-м их было 95. Большую часть из них составляют кражи, особо тяжких преступлений не фиксировалось. За совершение преступлений осуждено 25 подростков.
— Чем объясняется тенденция, что уровень преступности в Рыбинске падает?
— Во многом это зависит от того, что экономическая ситуация в городе стала более стабильной. Например, рыбинцы стали реже обращаться в прокуратуру по поводу задержек заработной платы и нарушений в части трудового законодательства.
По итогам года числится всего лишь один должник по зарплате — ОАО «Залесье». В 2015 году в этом отношении ситуация была более тяжелой. В целом по результатам проверок в суд было направлено 256 исковых заявлений о взыскании задолженности с работодателей на общую сумму 10 млн. 526 тыс. рублей. Количество выявленных нарушений в этой сфере увеличилось незначительно по сравнению с 2015 годом.
Также снижению числа преступлений по статистике способствовала декриминализация некоторых деяний — побоев, неуплаты алиментов, мелких хищений, использования заведомо подложного документа. Напомню, что теперь за совершение указанных деяний предусмотрена административная ответственность.
— Как обстояли дела по части нарушений в сфере ЖКХ?
— Тема ЖКХ для нашего города по-прежнему болезненная. В 2016 году в городскую прокуратуру поступило 750 обращений от граждан и юридических лиц по вопросам жилищно–коммунального хозяйства, и в основном они касались ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими организациями. 39 обращений было удовлетворено.
Жалобы типичны: холодные батареи, текущие крыши, обледенелые ступени. Одно из самых «громких» дел — отключение многоквартирного дома в деревне Дегтярицы от поставки коммунальных ресурсов – электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. В результате жители в канун отопительного сезона могли оказаться без тепла и света.
Прокуратура вмешалась в эту ситуацию, направив соответствующее исковое заявление в суд. Судебным решением на администрацию Рыбинского района возложена обязанность обеспечить поставку коммунальных ресурсов.
— Люди стали чаще обращаться по поводу коммунальных неурядиц?
— Да, это действительно так. Прокуратура способна повлиять на разрешение некоторых проблем. Но ведь как нередко случается?
Люди, видя недоделки или бездействие своей управляющей компании, обращаются за защитой своих прав и интересов напрямую в прокуратуру, так сказать, «через голову», хотя это сильно затягивает процесс разбирательства. Ведь мы не можем вмешаться в гражданско-правовые отношения, если они не получили какого-то развития — например, отказа УК выполнить требование гражданина.
Жильцы в первую очередь должны обращаться с жалобой или претензией в саму управляющую организацию, затем, если та не реагирует, — в жилищную инспекцию, и уже потом — к нам. Если разбирательство ведется последовательно и четко, тогда и результат от обращения в органы прокуратуры будет действенным.
— Были ли нарушения антикоррупционного законодательства?
— Да, причем, здесь мы отмечаем значительный рост. Всего зафиксировано 180 нарушений закона против 162, выявленных в 2015-м. В целях устранения нарушений прокуратурой внесено 27 представлений, по требованию прокурора привлечено к ответственности 52 должностных лица. За прошлый период, например, таких фактов было всего 16.
В 2016 году в декларационной кампании впервые участвовали депутаты представительных органов местного самоуправления, а это 11 сельских поселений, Муниципальный Совет городского округа город Рыбинск, Муниципальный Совет Рыбинского муниципального района.
Проверка достоверности справок о доходах, расходах и имуществе показала, что народные избранники допускали факты сокрытия имущества и доходов, подлежащих декларированию. Были также прецеденты, когда депутаты попросту отказывались раскрывать эту информацию, но так как за это антикоррупционным законом четко определена мера ответственности — сложение полномочий, это заставляло народных избранников изменить свою позицию.
— Расскажите о коллективе Рыбинской городской прокуратуры.
— В 2016 году коллектив прокуратуры существенно обновился — весной уволились и ушли на заслуженный отдых сразу восемь человек, включая бывшего прокурора города Николая Брядового. Тогда перед нами встала серьезная задача — набрать новые кадры, которые не уступали бы по профессионализму «ветеранам».
С начала года в прокуратуру пришли работать 6 молодых специалистов, но аттестацию прошли только двое, и сейчас они продолжают трудиться. В настоящий момент коллектив насчитывает 35 человек. Работа сотрудника прокуратуры действительно непростая — она требует подчас не только высокого профессионализма, но и таких человеческих качеств, как терпение, выдержка, нередко — смелость.
Наши сотрудники должны качественно поддерживать обвинение, давать правильное заключение по гражданским делам, добиваться устранения нарушений прав граждан. В наступившем 2017 году я хочу пожелать коллегам дальнейшей эффективной работы и позитивных оценок деятельности со стороны населения.