Алексей Ионов – талантливый авиатор, одним из первых в России поднявшийся в небо. Он прошел путь от рядового летчика до генерал-майора ВВС Красной Армии. Алексей Павлович отличился в Первую мировую, был отмечен множественными наградами. А в первые дни Великой Отечественной отважно и профессионально руководил доверенными ему силами ВВС в Прибалтийском военном округе. Жизнь Ионова завершилась трагически – его обвинили в неудачах первых дней войны и расстреляли. А имя на долгие годы предали забвению.
Родом Алексей Ионов из крестьянской семьи, переехавшей в Рыбинск из Пошехонья. На рыбинской земле Алексей учился в Механико-техническом училище им. Комарова, отсюда уехал в Санкт-Петербург, где начал карьеру авиатора. Но рыбинцы ничего не знали о выдающемся земляке, значительные пробелы в биографии генерал-майора были и у историков, пока старые фотографии и документы не попали в руки Андрея Родина (музей адмирала Федора Ушакова).
Дальняя родственница Ионова — Елена Кондратьева — передала Родину архив летчика, что долгие годы хранила ее семья. Среди документов — старинные фото Ионова в различных званиях, его личное удостоверение, копии орденов, подробное описание его боевых вылетов на фронтах Первой мировой. А самое главное – номера приказов о награждениях.
Из них мы узнаем, что рыбинский авиатор отличался исключительной храбростью, хладнокровием, быстротой реакций. К примеру, читаем приказ № 5306 о награждении Ионова Георгиевским оружием: «За то, что 30 апреля 1917 года получил задачу сфотографировать позиции противника на участке Волошкани-Рэкоаза (Румыния). Сознавая, что этот участок является очень важным, с явной опасностью для жизни снизился до 1000 метров и под убийственным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем выполнил крайне смелую и полную риска работу по управлению самолетом». Кроме того, Ионова трижды отмечали Георгиевским крестом – высшей солдатской наградой царской армии.
Документы и фотоматериалы представили вниманию рыбинцев в БИЦ «Радуга» 8 февраля — в день рождения отважного летчика. Комментируя уникальность материалов, Андрей Родин объясняет:
— У краеведов не было данных о наградах Ионова, о его дореволюционном боевом пути. Отсутствовали его ранние фото. Семейные снимки тоже малоизвестны исследователям. Сейчас мы разбираемся в его родословной, определяем подробный состав семьи. С помощью сотрудников Рыбинского музея-заповедника удалось найти метрические записи Ионовых, где говорится, что вся его семья солдатская, все его родственники проживали в Рыбинске.
Сейчас Андрей Родин и рыбинские краеведы продолжают раскрывать тайны жизни Алексея Ионова. И не только жизни, но и смерти. Официальные источники говорят, что Ионов был расстрелян в феврале 1942 года. Но у исследователей теперь есть нотариально заверенная справка, что скончался авиатор в 1945-м от проблем с сердцем. Предстоит еще во многом разобраться.
Главной тайной жизни Алексея Ионова остается арест и расстрел в первые дни Великой Отечественной войны. За что так обошлись с отличным авиатором и талантливым военачальником? И действительно ли казнь состоялась?
Московский историк Михаил Тимин помог рыбинским музейщикам и краеведам дополнить картину жизни летчика, его честной службы на благо Родины. В статье «Забытое сражение генерала Ионова» он открывает для потомков настоящего авиатора — не предателя и труса, каким его заклеймили, а решительного военачальника.
Тимин рассказал гостям: имя военачальника незаслуженно забыто, очернено его мнимым предательством. И даже реабилитация 1955 года не вернула Ионова на заслуженное место — в ряд доблестных советских полководцев.
— 22 июня 1941 единицы солдат и офицеров смогли разобраться в ситуации и предпринять ответные меры против внезапного нацистского вторжения. Одним из немногих, а среди командующих ВВС приграничных военных округов и вовсе единственным, оказался Алексей Ионов, командующий ВВС Прибалтийского военного округа, — рассказал историк.
Летчики Ионова первыми совершили ответную бомбардировку Германии. Решительными действиями генерал-майора и его подчиненных темп наступления немецких войск был сбит.
— Расстрел вашего земляка, несомненно, был тяжелейшим ударом по советской авиации. Таких самородков в советских воздушных силах были единицы. Учитывая, как профессионально Ионов действовал в этот горький день, он достоин присвоения звания Героя Советского Союза. По моему мнению, именно ваш земляк был самым достойным кандидатом на пост командующего ВВС Красной Армии, — объясняет московский историк.
Остается сожалеть, что из-за надуманных обвинений страна потеряла достойного полководца и талантливого авиатора. И произошло это именно в тот момент, когда опыт и способности Ионова были так нужны для защиты от врага. Задача потомков — беречь память о нем, восстанавливать его доброе имя.
О создании музея Ионова говорил на встрече 8 февраля сенатор Анатолий Лисицын, председатель ярославского отделения Российского военно-исторического общества. Сегодня общество занято тем, что возрождает имена героев Первой мировой войны. Планируется издать монографию о ярославцах, воевавших на фронтах Европы в 1914-18 годов.
— История Алексея Ионова достойна серьезного музея. Его пример – источник вдохновения для нашей молодежи, предмет гордости для жителей Ярославского региона, — говорит Лисицын.
Вновь обретенные документы и фотоматериалы из архивов Алексея Ионова в будущем лягут в основу экспозиции об известных рыбинцах-военачальниках, который планируют открыть основатели музея Федора Ушакова, уже награжденные премией Фонда Анатолия Лисицына «Общественное признание» за возрождение исторической памяти в Рыбинске.