Рыбинцы знают его как краеведа, создателя первых путеводителей по нашему городу, человека, который в начале прошлого века возглавлял Рыбинское научное общество. Но его наследие не ограничивается только краеведческими трудами. Недаром сборник называется «Campo santo моей памяти».
В переводе с итальянского языка этот термин обозначает «святое поле» или «кладбище». Авторы, проделавшие большую исследовательскую работу, собрали ранее неизвестные широкой публике работы Алексея Золотарева, который предстает перед читателями как поэт, писатель, автор публицистических статей.
Даже почти век спустя личность Алексея Золотарева и его наследие продолжает интересовать современников, увлеченных историей. Он сам словно подает пример неравнодушного отношения к прошлому, его повествования отражают жизнь и образ мыслей русской интеллигенции, деятелей науки и культуры, краеведов, духовенства первой половины XX века.
Над сборником «А.А. Золотарев «Campo santo моей памяти» работали несколько авторов, вдохновленных творчеством нашего земляка. Уникальный проект был подготовлен Институтом мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Российским государственным архивом литературы и искусства. Принципиальный момент в том, что часть произведений, в том числе религиозно-философских долгие годы были запрещены к публикации и вошли в книгу впервые.
В новом издании личность Алексея Золотарева раскрывается с новых сторон.
— Он предстает как блестящий писатель, в книге напечатаны три его чудесных, но малоизвестных повести («На чужой стороне», «В старой лавре», «По престолам»). Читатели познакомятся с его стихами и мемуарами, — отметила Дарья Московская, ответственный редактор издания, заместитель директора по науке Института мировой литературы.
Свою немалую лепту в работу внесли и сотрудники нашего музея-заповедника, которые предоставили фотографии, документы, письма, образец подписи Алексея Золотарева, подготовили ряд комментариев, характеризующих его жизнь и работу в Рыбинске.
— Мы постарались сделать так, чтобы из книги вы узнали о людях, с которыми был знаком, дружил, сотрудничал Алексей Алексеевич, историю создания городских музеев, библиотек, подробности развития театрального искусства. Личности, приложившие руку к развитию культуры, станут близкими и понятными читателю, — поделилась заведующая сектором истории края музея-заповедника Оксана Гожалимова, принимавшая участие в создании книги.
Презентация стала своеобразным экскурсом в историю жизни русской интеллигенции начала XX столетия. Гости рассказывали о научной работе Алексея Золотарева, жизни в Италии, дружбе с Максимом Горьким. Родственница нашего знаменитого земляка Нина Дебольская назвала издание бесценным подарком.
— Для меня чтение книги «Campo santo моей памяти» дает возможность вернуться в детство, узнать больше о своих родственниках и знакомых. Я полагаю, что это издание станет памятью не только об Алексее Алексеевиче, но и о целой эпохе, ушедшей безвозвратно. Как читателю, очень хотелось, чтобы в дальнейшем отдельно были изданы такие замечательные повести Алексея Золотарева, как «Во едину от суббот» и «На чужой стороне». Для меня это образцы русского литературного языка», — рассказала Нина Сергеевна.
Сергей Хализев, правнук врача Сергея Нифонтова, в доме которого располагалось Рыбинское научное общество и первый естественнонаучный музей города, приехал в Рыбинск с необычным подарком. Он передал рыбинским историкам ключ от дома № 30 по улице Пушкина, где в свое время находился музей. В его семье память об Алексее Золотареве хранят до сих пор. Отец гостя, Валентин Хализев, сделал многое, для того чтобы имя ученого не было предано забвению. Именно он в свое время начал подготовку книги «Campo santo моей памяти» к публикации.
Листая страницы уникального издания, невольно останавливаешься на воспоминаниях об Алексее Золотареве его друзей и родственников. Они проникнуты уважением, признанием его незаурядных способностей.
«Никогда мне не приходилось видеть А.А. угрюмым, сумрачным или просто недовольным. Ровность его духа шла неизменной, всегдашней и определяющей его и, надо думать, всю его жизнь. И он никогда не мог сказать о ком-либо что-нибудь плохое. И вообще, для него плохих людей как будто не существовало, и то, что он видел в человеке, покрывалось тем хорошим, что он в нем сразу же чувствовал. Это и притягивало к нему каждого, и этот каждый и в самом деле становился лучше и отдавал лучшее, что в нем было», — приводятся в книге слова Д. Дебольского.
А воспоминания Т.А. Сыромятниковой и О.Л. Селиховой говорят о других, более «земных» чертах нашего земляка, которого в кругу близких звали по-домашнему тепло дядей Леней: «А.А. был крайне непрактичен. Не мог даже за собой стакан вымыть.
По совету Лидии Комендантовой мать поручила (испытывая опасения) дяде Лене покупку хлеба, но он тут же потерял продовольственные карточки». Современницы радостно, даже восторженно говорили о пении Алексея Алексеевича: «Прекрасно исполнял (то ли бас, то ли баритон) украинские («Ревет и стонет Днепр широкий») и русские песни… В летнюю пору прохожие останавливались у широкого окна нашего дома, слушали».
Столь богатое и разнообразное по своему наполнению издание наверняка вызовет большой читательский интерес. Экземпляры «Campo santo моей памяти» переданы в библиотеки города. Работа по исследованию и опубликованию творческого наследия Алексея Золотарева будет продолжена. Как заявили авторы книги, материала, собранного в архивах, хватит еще на несколько изданий.