Темы 27 февраля 2017 10:59

Защитник и его защитница

С Сергеем Трофимовичем Воробьевым и его супругой Валентиной Алексеевной мы встретились накануне 23 февраля. Беседа о военной карьере и повседневных буднях заслуженного ветерана, которому в апреле исполнится 85 лет, стала настоящим откровением.

Традиционно в День защитника Отечества чествуют представителей сильного пола, но если Сергей Воробьев – настоящий защитник, то его супруга – защитница Родины. Вместе они пережили все трудности кочевой жизни военнослужащего и на этом долгом пути длиною в шестьдесят лет не растеряли нежности и уважения друг к другу.

DSC_0095 

Боевой и настойчивый

Боевой характер Сергея Воробьева проявился еще в детстве, во время Великой Отечественной войны. Когда фашистские войска оккупировали село Архангельское Тульской области, где он жил, десятилетний пацан, как мог, противостоял захватчикам.

«Вместе с друзьями я выкручивал и бил лампочки в фарах, прокалывал шины немецких автомобилей», — рассказал ветеран. Однажды маленький Сережа порезал до крови руку об осколок фары. Немцы, нагрянувшие в его дом, заметили рану и сразу поняли, что к чему. Придя в бешенство, они чуть не засунули диверсанта в печку. На помощь подоспела мать мальчика, которая закрыла его собой и уговорила солдат отпустить сына.

Желание служить и защищать росло вместе с мальчишкой, поэтому, повзрослев, он поступил в военное училище. Со своей будущей женой – студенткой Тульского техникума металлообрабатывающей промышленности — молодой лейтенант познакомился в кинотеатре.

«Мы с подругой в зале сидели рядом с Сергеем и его приятелем. После сеанса ребята пошли нас провожать. Он обмолвился, что уезжает на стрельбы. После нашей первой встречи мы долго не виделись, а потом он сам разыскал меня. Помню, тогда был праздник 7 ноября. Мы с подругой пошли на многолюдную демонстрацию. И вдруг я встречаю его. Оказывается, он приехал, пришел ко мне домой и, не застав на месте, отправился на поиски. Наверное, нас свела судьба. Кажется невероятным, что он в тот день нашел меня среди сотен людей, пришедших на праздничные гуляния», — рассказывает Валентина Алексеевна.

Она вспоминает, что симпатичный статный лейтенант покорил ее своей настойчивостью. Напротив техникума, где она училась, стояла тумба с часами. Именно здесь по несколько часов ждал Сергей свою подругу. «Выгляну в окно, а он стоит, весь снегом запорошенный», — с улыбкой продолжает Валентина Алексеевна.

Они подолгу гуляли, не могли наговориться, а после того как расставались, Сергей несколько часов ночью добирался пешком до своего дивизиона.

После свадьбы Валентина Алексеевна стала привыкать к кочевой военной жизни своего мужа. Терпеливо она переносила все трудности и неудобства, которые и не снились многим нашим современницам.

фото10003

В их семье у каждого было слишком много важных дел и обязанностей, поэтому выяснять, кому выносить мусор или же зарабатывать деньги, времени не было. Сергей Трофимович постоянно был в командировках, на учениях, стрельбах, а Валентина Алексеевна вела дом, растила дочь. По правде сказать, назвать уютным семейным гнездышком их жилье на дальней точке в дивизионе под Тулой сложно.

«Из крана текла ржавая вода. Я с вечера набирала ее в кастрюли, а на утро на дне скапливался осадок толщиной в палец. Централизованного отопления не было, обогревались при помощи большого чугунного котла. За ночь батареи остывали, и было так холодно, что наутро изо рта шел пар. В таких условиях управляться с маленьким ребенком было непросто. Зачастую по ночам Сергей держал детскую бутылочку подмышкой, чтобы потом можно было накормить дочку теплым молоком. Свет в это время отключали, поэтому, чтобы я могла перепеленать малышку, ему приходилось светить ручным фонариком», — вспоминает о своем житье-бытье женщина.

Молодые супруги, как могли, старались облегчить друг другу жизнь. Когда Валентина Алексеевна устроилась работать на агрегатный завод, Сергей Трофимович в зимнюю пору каждое утро, усаживая ее в грузовик, тщательно укутывал несколькими одеялами. С тем, что супруга не могла постоянно сидеть дома, он смирился. Она же не хотела оставлять его одного в дивизионе. Жены других военных зачастую жили в городе, в более комфортных условиях.

Но Валентина Алексеевна твердо уверена: супруги должны быть вместе всегда, мужчины очень нуждаются в женской заботе, чтобы кто-то ждал их дома, хвалил и говорил, что любит. «Как я могла его оставить? У него была двусторонняя язва желудка, нужно было соблюдать диету. Без домашней пищи болезнь бы прогрессировала», — вспоминает она.

 Свои среди чужих

В 60-х годах Сергей Воробьев был заместителем командира артиллерийской части, дослужился до звания подполковника. Руководство ценило офицера за его профессионализм, благодаря которому он преуспел в выполнении секретного военного задания во Вьетнаме.

«Однажды ночью меня внезапно вызвали к начальству и сообщили, что отправляют в охваченную войной страну», — вспоминает Сергей Трофимович.

Во Вьетнам, воевавший с США, он с товарищами поехал де-юре как гражданское лицо, якобы для того чтобы обучать вьетнамских солдат военному делу. Но на самом деле он являлся командиром дивизиона и принимал участие в военных действиях.

«Мы находились в непростых условиях. Против нас играл даже климат страны – влажный, душный. Куда ни глянь – густые заросли, тропические джунгли. Помню маленьких худеньких местных ребятишек. Мы выкладывали на подоконник нашего штаба шоколадки и видели, как маленькие ручонки забирают их одну за другой», — продолжает ветеран.

Дивизион Воробьева стоял у одного из стратегически важных мостов, через который шло основное транспортное сообщение со многими районами страны. Американцы бомбили командный пункт управления вооружением (в память об одном таком налете Сергей Трофимович привез трофей – осколок от разорвавшегося снаряда).

Но и наши военные не оставались в долгу. Дивизион Сергея Воробьева сбил одиннадцать американских самолетов. Лишь один раз была допущена промашка, да и то из-за диверсионной работы группы китайцев, члены которой в неподходящий момент перерубили кабель, питавший пункт управления военной техникой. Сергею Трофимовичу, который изначально был представлен к ордену Ленина, в итоге вручили орден боевого Красного Знамени.

Благополучно вернувшись домой, он долгое время не рассказывал жене о том, какую опасную миссию выполнял. Ограничился бытовыми, впрочем, весьма интересными подробностями. Например, о том, как они с товарищами летели на самолете, и им предложили подкрепиться. Секрет блюда они узнали уже после обеда – мясо было лягушачье. Некоторые вещи, которые напоминают ветерану о той командировке, представлены на выставке «Не забывай нас, Родина!» в Рыбинском музее-заповеднике.

Через десять лет после Вьетнама Сергей Воробьев снова отправился в зарубежную командировку. В жаркий Алжир он приехал вместе с семьей. Здесь не рвались снаряды, шла своим чередом обычная жизнь.

Но, как говорится, хочешь мира – готовься к войне, и советское правительство командировало военных, которые должны были научить коллег из дружественной страны тонкостям использования экспортируемой военной техники. Учения проходили в жаркой Сахаре, где Сергей Трофимович пропадал сутки напролет. Валентина Алексеевна не переставала удивляться местным особенностям.

«На следующий день после приезда я выглянула в окно и увидела, что все вокруг припорошено снегом. Местные ребятишки высыпали на улицу и босиком бегали по двору, что-то радостно крича. Для них снег был таким чудом, что они даже не чувствовали холода», — вспоминает жена военного.

Ей было приятно, что местные относились к мужу и ко всем советским военным с большим уважением. «Русских там очень любили. Продавцы магазинов старались, чтобы мы стали их постоянными клиентами, были очень вежливыми и внимательными. До сих пор помню, как они, увидев меня, кричали: «Мадам! Мадам! Силь ву пле! (то есть «Пожалуйста»)» и предлагали лучшие продукты и товары», — с ностальгией говорит Валентина Алексеевна.

На чужбине она по-прежнему оставалась трудолюбивой и хлебосольной хозяйкой, баловала мужа и детей домашними котлетами, пельменями и деликатесами. На ее запеченный окорок, как пчелы на мед, «слетались» многочисленные сослуживцы любимого Сережи. Перед таким угощением не могли устоять даже военные алжирцы, многие из которых жили и учились в СССР.

Сложилось так, что Воробьевы, куда бы ни забрасывала их судьба, объединяли вокруг себя людей. Они никогда не жаловались на жизнь, и по сей день излучают оптимизм. В свое время семья переехала в Рыбинск и первоначально жила в тесной комнатке в казарме воинской части.

Полковник Воробьев пользовался большим уважением у солдат, был строгим, но справедливым начальником, готовым в случае чего помочь делом и советом. Даже демобилизовавшись, ребята писали ему, а один парень как-то раз прислал посылку с сухофруктами. Своих подчиненных он всегда учил честно выполнять свою работу, заботиться друг о друге и ценить то, что имеешь.

«Я не понимаю, когда современные супружеские пары в пылу ссор кричат друг другу: «Давай разведемся и дело с концом», — говорит Валентина Алексеевна. — Семейная жизнь – это всегда непросто, и мы с Сергеем ругались, но никогда даже не заикались о разрыве. Когда по-настоящему дорожишь человеком, нужно терпеть и многое брать на себя. Любовь без ответственности скоротечна, долгими могут быть только отношения, в которых люди поддерживают друг друга и с благодарностью принимают помощь второй половинки. Мой муж служил Родине, а я обеспечивала ему надежный тыл. Все по-честному».

Эти слова звучат как рецепт долгого семейного счастья. В апреле этого года супруги Воробьевы отметят двойной юбилей – 85-летие главы семейства и 60 лет совместной жизни. Пожелали долгих лет защитнику Родины и его защитнице!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме