Брызги моря, переливающиеся всеми цветами радуги в лучах заходящего солнца; водная гладь, посеребренная лунным светом; мужчины и женщины, прекрасные простотой своих образов – природа и люди стали главными героями фотовыставки «Страна у Байкала», открывшейся в Рыбинском музее-заповеднике.
Ее автор, москвич Александр Ведерников – личность примечательная. Он член Союза фотохудожников России, путешественник, участник и лауреат российских и международных конкурсов, сотрудник издательского дома «Коммерсантъ», журнала «Огонек» и просто интересный собеседник.
Фотографией Александр Ведерников «заболел» еще в детстве, а когда открыл в себе тягу к путешествиям, то давнее увлечение пришлось как нельзя кстати. Немало поколесив по нашей стране, более десяти лет назад он впервые попал на Байкал, который стал для него вторым домом. Один из самых живописных уголков России, привлекающий своей суровой красой, до сих пор служит для фотохудожника источником вдохновения.
— В эти прекрасные места я влюбился навсегда. Сейчас у меня есть дом на Байкале, в поселке Горячинск, куда я приезжаю несколько раз в год и где всегда тепло и уютно, — рассказал фотохудожник.
На выставке представлены работы, выполненные им в период с 2008 по 2016 годы. Здесь можно увидеть фотографии знаковых мест Бурятии, Байкала, Восточных Саян. Зрителя буквально обдает морозом при виде заснеженной барки, в то время как от снимка с яркими цветами, усеявшими склоны зеленых холмов, веет полуденным зноем.
Глядя на такие безмятежные виды и не подумаешь, что порой фотохудожнику приходилось рисковать жизнью, для того чтобы сделать удачный кадр. Взять, к примеру, фотографию берега реки Селенги, сделанную с мотопараплана.
— Мы с товарищем-мастером спорта по парашютному спорту поднялись в воздух. Я сделал несколько удачных снимков, а потом из-за неполадок с парашютом мы неожиданно упали в пойму реки. Хорошо, что произошло это уже на более безопасной высоте, чем та, на которой был сделан этот снимок. Отделались синяками, — с улыбкой вспоминает фотохудожник.
Александр Ведерников исследует Байкал не столько как природную зону, скорее, как удивительное место силы. Поэтому много внимания уделяет людям, их занятиям и традициям.
— Забрался я как-то на Окинское плато, две тысячи метров над уровнем моря. Место фантастическое, просто космос! Местные здесь выращивают яков. Мне захотелось снять, как эти животные идут цепочкой на фоне живописного ландшафта, но они, как назло, разбегались в разные стороны, только копыта мелькали. К счастью, мне на помощь пришел бурят – он несколько раз свистнул, и упрямые яки стали как шелковые – пошли стройными рядами, — продолжил рассказ автор фото.
Его встречи с местными жителями стали судьбоносными. На открытии выставки фотохудожник представил короткометражный документальный фильм о бурятских старообрядцах. Несколько столетий назад их предки были отправлены царской властью в Сибирь, где создали свою самобытную культуру. Переселяли людей целыми семьями, отсюда и пошло их общее название – «семейские».
Сейчас их традиционный быт и уклад во многом сохранились лишь в преданиях, однако они по-прежнему с осторожностью относятся к пришлым и сперва неохотно впускают их в свою жизнь. Но как только ломается ледок отчуждения, люди демонстрируют искреннее расположение, зовут в свой дом, угощают вкусными лепешками и прочими традиционными яствами. Среди них встречаются уникальные типажи, многие из которых запечатлены на фотографиях.
Вот колоритная фигура Виктора Филаткина – крепкого мужчины, который толкует о жизни за хлебосольным деревенским столом. У него в Улан-Удэ медицинский центр, но о своих корнях он не забывает и держит собственную ферму.
А вот другая яркая личность – художник Поликарп Судомойкин, которого называют бурятским Пиросмани. Пишет он преимущественно в жанре ню. Его жену и музу, Евдокию Нестеровну, этот факт давно не смущает, она уже привыкла жить в доме, где со стен смотрят обнаженные фигуристые красавицы.
В фотоработах Ведерникова, рассказывающих об обыденной жизни, неуловимо присутствует что-то возвышенное. Глядя на иконописное лицо молодой рыжеволосой девушки из «семейских», кажется, будто лицезришь образ святой.
Фотохудожник с удовольствием привез свою байкальскую коллекцию в Рыбинск, жители нашего города уже были знакомы с его творчеством. Начало дружбе в свое время положил Сергей Шестериков, руководитель хора «Соколята». Александр Васильевич и сам, как говорится, в голосе – поет в мужском хоре МИФИ, играет на гитаре. Поэтому неудивительно, что он принимал участие в международном хоровом фестивале имени Владислава Соколова, проходящем в нашем городе.
— С Рыбинском у меня большая дружеская связь. Этот город не перестает удивлять. К примеру, сегодня я узнал, что здесь есть микрорайон ГЭС, история которого меня очень заинтересовала. Это надо снимать! И ГЭС как предприятие, и замечательный музей советской эпохи, в котором я уже успел побывать, — поделился впечатлениями Александр Ведерников.
Вполне вероятно, что его новый проект будет связан с Рыбинском, а значит, в обозримом будущем мы сможем оценить работы фотохудожника, посвященные нашим родным краям.