Мнение 23 марта 2017 14:50

По ту сторону занавеса

Театральный композитор, художник и костюмер — о своих профессиях

Успех театральной постановки – заслуга многих десятков людей. В преддверии Международного дня театра мы знакомим вас с теми, кто не выходит с поклонами на авансцену, с теми, кто обычно невидим зрителю, но без кого не произошло бы этого чуда — спектакля. Композитор, художник-постановщик и костюмер рассказывают о своей профессии.

«Работаю волшебником»

Татьяна Петрушова, художник-постановщик Рыбинского драматического театра:

Татьяна Петрушова

Татьяна Петрушова

 — Задача художника – создать пространство, в котором существуют актеры, передать атмосферу пьесы через декорации, костюмы, интерьеры.

Сценограф – это всегда фокусник: мы тоже выдаем одно за другое. В спектакле «Одолжите тенора» грандиозный с виду инструмент — орган — сделан из легоньких картонных труб. А верхняя его часть и вовсе сшита из двунитки. Из самых простых вещей мы творим ту сказку, за которой зритель и приходит в театр. Так, снег для детской сказки мы мастерим из огромных белых мешков. А внушительные каменные стены цеха в «Мужской работе» – это всего лишь ткань. Можно сказать, я работаю волшебником.

Художник-постановщик – не просто идейный вдохновитель для большой театральной команды, автор проекта декораций. Мы обязательно должны уметь работать руками. Однажды я четыре дня расписывала две огромные боковые декорации для спектакля — красила ткань шваброй, она дает замечательную фактуру, брызги. Красота!

Да, работа сценографа, как и многие творческие профессии, позволяет осуществлять мечты. Помню, мне не давал покоя движущийся круг на сцене – очень хотелось применить его в деле. А еще нравилась карусель с лошадками в городском сквере. И наконец обе идеи удалось соединить в водевиле «Не может быть!». По-моему, получилось выразительно.

 «Я предугадываю спектакль»

Дмитрий Соколов, композитор, создает музыку для театров, в том числе, Рыбинских драмтеатра и театра кукол:

— Я сотрудничаю с театрами уже тридцать лет: начал с Рыбинского драматического, первым моим спектаклем была постановка «Интердевочка». Сегодня больше работаю для театров кукол Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Грозного, и, конечно, Рыбинска. Сейчас я работаю над музыкой к спектаклю «Курочка Ряба». Этот спектакль – шестьдесят второй в моей жизни. С рыбинскими кукольниками мы плодотворно сотрудничаем с 1989 года. Именно для них я написал основную часть моей театральной музыки – не меньше 40 спектаклей.

Театральная музыка – особенная, очень характерная. Иногда нет нужды в сложных мелодиях. И даже одна выразительная нота, сыгранная вовремя, помогает действию на сцене. По-моему, хорошая музыка – одна из важных составляющих успеха спектакля.

Дмитрий Соколов

Дмитрий Соколов

Музыкальная стилистика современных спектаклей разнообразна. От неоклассики в духе голливудских мультфильмов до эстрадной и этнической музыки. Это дает полную свободу творчества.

В начале работы передо мной лежат лишь пьеса и эскизы кукол. Я не знаю, каким будет спектакль. Кинокомпозитор уже видит кадры фильма и ориентируется на них. А мне нужно проанализировать, предугадать, что будет происходить на сцене, и подчеркнуть звуками то, чего пока нет. Это непросто, но интересно.

Я не только сочиняю музыку, но и сам исполняю ее, записываю партии всех инструментов. И хотя сегодня практически все инструменты можно имитировать на синтезаторе, нужно хорошо знать принципы игры на каждом из них, поэтому мне постоянно приходится учиться.

У каждого свое восприятие того, что происходит на сцене, поэтому приглашаю вас в театр – смейтесь, грустите, размышляйте. Для этого и существует искусство, для этого мы и работаем.

 «Из чего сшито платье для короля»

Наталья Лункова, заведующая костюмерным цехом Рыбинского драматического театра:

— В театре я уже 30 лет: раньше руководила швеями, с выходом на пенсию перешла в костюмерную. Можно сказать, я теперь хранитель огромных богатств. Мое рабочее место – мечта модниц, обожающих наряжаться в винтаж: здесь и роскошные платья королев и принцесс, и шубы, и зипуны, и современные наряды. А рядом – подлинные жакеты конца 19 века. Такие вещи с историей уже давно не «выходят» на сцену, но бережно хранятся и вдохновляют нас.

Я работаю в плотном содружестве с бутафорами и пошивочным цехом под началом художника-постановщика. Одеть массовку в одном стиле, подобрать наряды для капустника – это ко мне, в костюмерную.

Наталья Лункова

Наталья Лункова

Удобство актера – вот на что мы обращаем внимание в первую очередь. Недопустимо, если платье актрисы поползет на сцене вверх вслед за поднятой рукой. Ход спектакля диктует нам крой и детали: застежка на липучке поможет актрисе быстро скинуть наряд на сцене.

Особую ставку театр делает на выразительность — отсюда знаменитая театральная «цыганщина»: блестящие ткани, крупные детали, оборки. Выигрышно смотрятся на сцене изумрудный, бордо, болотный, горчичный цвета – они наши любимцы. И красиво — не значит дорого: самое волшебное королевское платье часто сшито из прозаичной органзы, занавески.

Иногда постановка для нас – это проверка правила семи рукопожатий. В театре часто ставят летом «зимние» спектакли и наоборот. То есть все загорают, в магазинах — одни купальники, а мы ищем по городу белые сапожки с опушкой. Тогда кидаем клич по знакомым: «Выручайте!»

Недавно в костюмерной появились вещи сороковых-пятидесятых годов — платья, блузки. Думаю, теперь можно играть послевоенное время! Мы тоже не жадничаем — по-дружески делимся костюмами с горожанами. Костюмы берут в аренду для школьных спектаклей или детсадовских утренников, на городские праздники — нам не жалко.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме