Рыбинская интернет-газета «Черемуха» в эти дни празднует пятилетний юбилей. Пожалуй, сегодня это одно из интереснейших городских СМИ и уж точно самое амбициозное. В интервью «РИ» шеф-редактор издания Андрей Соколов рассказывает о том, почему одними новостями сыт не будешь, за что журналистам отрубают руки и каково это — руководить проектом о Рыбинске из Южной Америки.
— «Черемухе» пять лет. Андрей, этот проект вы начинали, еще будучи студентом. Как это было? Какие цели ставили тогда?
— Это было сложно, но безумно захватывающе. На тот момент я уже два года работал на петербургском телевидении, и мне было очевидно: рыбинская журналистика серьезно отстала. Если в Питере мы искали новости в Сети, то в Рыбинске интернет-ресурсы копировали их с сайтов газет и телеканалов, иногда с задержкой в несколько дней. Порталы делали ставку на вакансии, знакомства и каталоги организаций, новости были своего рода бонусом. Я же изначально задумывал «Черемуху» как информационный проект.
Пришлось с головой окунуться в интернет: сайтостроение, системы управления контентом, поисковая оптимизация, ключевые слова, новостные агрегаторы – тогда я вообще в этом ничего не понимал. Но энтузиазм сворачивает горы. Я отдал месячную зарплату студии из Новгорода, которая по моим эскизам создала «Черемуху». Мы с моей будущей женой, тоже студенткой журфака СПбГУ, стали первыми авторами. Она из Владивостока и в Рыбинске на тот момент была всего пару раз, но проект полюбила всей душой. Так, в перерывах между парами в университете и выездами на съемки мы искали информацию, просили комментарии, писали заметки. Первого сотрудника из Рыбинска наняли в январе 2013-го. Это была Марина Орлова, она до сих пор в команде и сейчас работает выпускающим редактором.
— Изменилось ли видение СМИ с течением времени? В чем вы видите задачи современного российского интернет-издания (и вообще издания)?
— Медиа меняются постоянно. Когда-то новости сообщала газета, потом эту монополию разрушило телевидение, и газетам пришлось уходить в аналитику. Телевидению в начале двухтысячных начали наступать на пятки интернет-ресурсы. В провинции эти процессы идут медленно, а вообще-то первые онлайн-СМИ в России появились ещё в конце девяностых. Нашей первоначальной задачей было расшевелить запоздавший на 12 лет рынок и запустить городские новости в интернете.
Сейчас новости перестали быть даже нашим преимуществом. Они теперь в соцсетях, и сообщают их не журналисты, а кто угодно. А мы отделяем мух от котлет, то есть слухи от фактов, и вместо «соседка сказала» получаем официальные комментарии и добываем подробности, к которым очевидцы не имеют доступа. Но будущее для интернет-порталов уже не за новостями, а за все той же аналитикой и новыми форматами, например объяснительной журналистикой.
— К тому моменту в Рыбинске уже существовали несколько новостных сайтов, узнаваемых, со своей аудиторией. Как «Черемуха» завоевывала место под солнцем? И как удается держаться на плаву в то время, как некоторые другие инфо-проекты благополучно канули в Лету?
— Завоевать рынок было не так уж сложно. У нас просто не было прямых конкурентов, за исключением, пожалуй, сайта телеканала «Рыбинск-40», который более-менее регулярно обновлялся. Мы предложили что-то новое, и интернет-тусовка нас оценила. Умерли или потеряли трафик так называемые порталы – они делали ставку на развлечения, фотогалереи, форумы и блоги, сейчас это все в соцсетях. У кого в основе были новости, пусть и не такие регулярные, в большинстве своем переняли нашу модель и выжили.
«Черемуха» свободна в выборе тем, мы следим за тенденциями в зарубежных интернет-СМИ, постоянно экспериментируем с жанрами и форматами. И главное – даже спустя пять лет сохранили энтузиазм. Ситуация, когда кто-то из сотрудников пишет в общем чате «Ааа, смотрите какая штука, давайте сделаем такую у нас!» – это норма. Поэтому мы постоянно удивляем читателей.
— Журналист – профессия штучная, особенно в небольшом городе, таком как Рыбинск. Как вы подбираете кадры?
— У нас сразу две сложности. Во-первых, рынок труда действительно маленький. Во-вторых, не каждый хороший журналист может работать в интернете. Журфаки до сих пор не уделяют должного внимания сетевой журналистике, и мы вынуждены всех учить с нуля. Когда человек только приходит к нам, он может час писать простую заметку, а через несколько месяцев уже строчит репортаж в телефоне за 20 минут. В интернете другие реалии и другие скорости. Поэтому у нас только два требования к журналистам: чтобы работали причинно-следственные связи и горели глаза. Если проект не захватывает, долго человек не продержится. Всему остальному можно научить.
— Как вы объясняете журналистам, что такое формат, стиль «Черемухи»?
— У нас есть редакционные стандарты. Очень жесткие. Они с одной стороны закрепляют правила: от написания тире и кавычек до организации и проведения текстовых онлайн-трансляций, с другой – служат учебником для новичков. Этот электронный справочник содержит больше ста страниц. Мы называем его «Библией Ч», и там есть ответы почти на все вопросы. Наш стиль максимально простой, понятный и легкий. За канцелярщину типа «в данный период времени» и «улица Волжская набережная» отрубаем руки.
Мы рассказываем о том, что интересно людям и что мы сами считаем важным, поэтому нас читают. Но нам мало просто быть успешными, мы хотим постоянно наращивать отрыв от конкурентов. Сейчас «Черемуха» вошла в очень интересный этап и через считанные месяцы во многом преобразится.
— Знаю, что в настоящее время вы руководите СМИ из другой страны. Расскажите, как вам это удается? В чем плюсы и минусы?
— «Черемуха» изначально была для меня дистанционным проектом. Я начинал ее в Петербурге, продолжал, путешествуя по Юго-Восточной Азии, потом делал из офиса во Владивостоке, а сейчас курирую из Чили. Уверен, что настоящий руководитель должен работать не в бизнесе, а над бизнесом, поэтому мое территориальное нахождение не так уж важно. У каждого черемушца есть подробные должностные инструкции и список задач, за которые он отвечает. Сама работа строится на стандартах, а каждая внештатная ситуация – материал для новой главы «Библии Ч». А еще мы все взаимозаменяемые, поэтому если кто-то заболел или ушел в отпуск, его функции может подхватить коллега.
— Журналистика для вас – это бизнес, стиль жизни, хобби?
— Для меня это смысл жизни с тех самых пор, как четвероклассником я попал в студию «Рыбинск-40», и меня захватило. Тогда я решил: во что бы то ни стало буду директором телекомпании. К двадцати годам получилось стать ведущим петербургских «Вестей» на канале «Россия» и открыть «Черемуху». Сейчас мне 24, и я решил сделать перерыв в журналистике. Занимаюсь медиаменеджментом, коммуникационными стратегиями и информационным консалтингом для российских и зарубежных компаний, расту лично и профессионально – читаю профильную литературу, черпаю вдохновение, экспериментирую над «Ч». Вообще я не понимаю людей, которые довольствуются малым. На мой взгляд, если нащупал над головой пресловутый стеклянный потолок – ищи молоток и бей что есть силы. Неважно, какой сейчас год или строй – мы все равно рождены, чтоб сказку сделать былью.