Говорят, человек жив, пока живет память о нем. Основатель и руководитель музея Мологского края Николай Макарович Алексеев в каком-то смысле обрел бессмертие. В преддверии Дня памяти Мологи в свет вышла книга о Макарыче, как душевно, по-родственному, звали его друзья. Вернее, о нем и о деле всей его жизни, его любви – Мологе, затопленном в Рыбинском море старинном городке.
Николай Алексеев и Молога – словно невидимая крепкая нить связывает эти два имени. Он пытливо искал, собирал по крупицам ее историю, а она открывала перед ним свои тайны. Николай Макарович всегда свято верил в то, что наследие, завещанное мологжанами, будет востребовано обществом. Он так много сделал для этого и в то же время так много не успел… Скоропостижный уход выдающегося рыбинского краеведа стал настоящим потрясением для всех. Косая сажень в плечах, крепкие богатырские руки, голубоглазый, чуть застенчивый взгляд и распахнутое сердце, в котором хватало место для каждого – ему бы жить да жить. Но в жаркий июльский день 2007-го его сердце перестало биться. Мологжане осиротели.
Написавший множество научных статей и несколько книг о Мологском крае, Николай Алексеев спустя 10 лет после кончины сам становится главным героем книги, созданной его коллегами – сотрудниками Рыбинского музея-заповедника и членами общественной организации «Землячество Мологжан». Издание «Н.М. Алексеев. Материалы к биографии. Избранные статьи» буквально на днях увидело свет и еще пахнет типографской краской.
Несмотря на сухой академичный заголовок, сборник содержит массу светлых, эмоциональных воспоминаний друзей, коллег и единомышленников Макарыча, интересные интервью с ним, удивительные моменты биографии и, конечно, избранные статьи краеведа. Для тех, кто пожелает более полно познакомиться с исследовательскими трудами Николая Алексеева, оценить масштаб его деятельности, полезным источником станет внушительная библиографическая подборка – более сотни наименований.
Чтобы подготовить книгу к печати, потребовалось полгода кропотливой работы в архивах и библиотеках. По словам редактора-составителя сборника, заведующего музеем Мологского края Анатолия Клопова, это первая попытка обобщить материал об этом удивительном человеке: собирателе, исследователе и хранителе мологской истории, профессиональном музейщике, надежном друге и товарище.
Создатели книги постарались показать Николая Макаровича с разных сторон: как человека и как профессионала. Инженер по образованию, музейщик – по зову сердца, Николай Алексеев отличался необыкновенным добродушием, справедливым отношением к людям, особой интеллигентностью. «Он был движущей силой всех дел и начинаний. Он был одержим своим делом, как будто ему свыше предназначалось это благородное служение», – пишет рыбинский поэт Сергей Хомутов. Большой подвижник, Макарыч работал, кажется, сутки напролет, пропадая в будни и выходные в маленьком кабинете родного музея Мологского края. Бесконечные конференции, чтения, выставки, экскурсии, письма, звонки, долгие часы в архивах – и когда он все успевал, удивлялись товарищи, порой подшучивая, что Алексеев женат на Мологе. И правда, все свое время и силы он отдавал родине предков. Экспедиции на место затопленного города вызывали у него особый трепет. Доплыв на теплоходе до показавшейся из водного плена Мологи, Макарыч переобувался в высокие рыбацкие сапоги, усаживал в лодку пожилых мологжан и сам на веслах вез их к разрушенным фундаментам.
Музей Мологского края он создал с нуля, и уже вскоре об уникальном уголке в старом центре Рыбинска узнали во всем мире. Краевед вел постоянную переписку с мологжанами, которые доверяли ему семейные фото и реликвии, с потомками владельцев дворянских усадеб. Мусины-Пушкины, Куракины, Волконские, Азанчеевы, Глебовы, Соковнины, Подосёновы были для него близкими людьми, членами одной большой семьи. На встречу Землячества мологжан до сих пор регулярно съезжаются со всех уголков России и зарубежья дети и внуки жителей затопленного старинного города. Скольких людей он объединил!
По традиции в День памяти Мологи, который в этом году состоится 15 апреля, они встретятся в Общественно-культурном центре, чтобы снова взволнованно говорить о Мологе и о хранителе ее истории Макарыче…