«Вы напишите, пожалуйста, благодарность для начальника участка Федора Николаевича Белова и его рабочих Артема Медведева и Димы Лигачева», — эту просьбу ветерана Великой Отечественной войны Алексея Орлова я обещала выполнить, поэтому и начинаю с нее рассказ о непростой жизни этого человека
Алексей Николаевич родился в 1926 году в Рыбинске. Самый младший в большой семье. Учился в школе, а когда началась война, работал трактористом в колхозе. В 43-м был призван в армию. На этот момент два старших брата уже погибли на фронте. Дома, в Рыбинске, остались мать и сестры. 18-летнего Алешку отправили на Дальний Восток на озеро Ханка.
«В этом возрасте страх не ощущался, все было в новинку, — вспоминает ветеран. — Когда нас стали формировать, то по здоровью я попал в десантную роту, но не смог освоить сигнальную азбуку и перевелся в линейную связь. На Дальнем востоке прослужил два года, а потом нас перебросили на второй фронт с Японией».
На пиджаке Алексея Николаевича добрый десяток медалей и ордена. Самая памятная — медаль «за отвагу». Ее ветеран получил за обеспечение связи, от которой зависели жизни многих людей. Дело происходило на реке Черной. Одна ее сторона была занята русскими, другая — японцами. На два часа ночи было назначено форсирование реки в заболоченном месте. А когда нашим войскам удалось перебраться на вражескую сторону, то выяснилось, что трава на поле, где оказались военные, выкошена и укрыться совершенно негде. «Командир поставил задачу предоставить связь, — рассказывает Алексей Николаевич, — уже двое погибли, а у меня получилось протянуть кабель через поле. Вот за это и дали медаль».
С окончанием войны служба Алексея Орлова не закончилась. Там, на Дальнем востоке, он встретился с командиром рыбинского танкового училища и тот пригласил земляка в город Артем, где проходили учения на острове Русский. Приняв участие в двух учениях, Алексей простудился, да так, что попал в госпиталь. А там медики ошарашили страшным диагнозом — утолщение плевры на правом легком. «Сказали, нужно делать операцию, — вспоминает Алексей Николаевич, — а для этого убирать два ребра, то есть хотели сделать из меня инвалида.
Дали на раздумье неделю, но я отказался. Тогда один из докторов сказал мне, что нужно вести активный образ жизни и побольше находиться на свежем воздухе. Поэтому когда комиссовали, я уехал домой и устроился работать плотником. Строил дома, вот, видите, соседний дом, я делал».
Семейная жизнь удалась не сразу: первый брак распался. Уже в более старшем возрасте Алексей Николаевич встретился с Серафимой. Они прожили тридцать лет. Десять лет назад супруги не стало, и с тех пор он один.
Говорит, желающие жить с ним были, но их больше интересовали его пенсия и дом. А таких женщин рядом он терпеть не стал.
В доме у Алексея Николаевича царит образцовый порядок: каждая вещь лежит на своем месте. Не забыт и огород, его пенсионер копает дважды в год, поэтому урожай всегда радует. Конечно, в 85 лет содержать частный дом непросто, но жить по-другому Алексей Николаевич уже не сможет.
«В прошлом году у меня случилась неприятность — потек туалет, — рассказывает он, — мне самому с ремонтом было не справиться, поэтому я решил обратиться в администрацию. Написал письмо на имя главы города. Ко мне пришла комиссия, определили фронт работ, выделили деньги. Я заказал резервуар. Мне его сварили и доставили. Материалы уже тоже были куплены, но погода не позволяла проводить работы. Так что ремонт начали весной. Все сделали очень качественно. Спасибо за это огромное».
Алексей Николаевич надеется, что это не последние изменения в его доме — он как ветеран войны имеет право на проведение капитального ремонта. Работы запланированы на 2012 год. Ему хочется починить крышу, чтобы в его крепком и теплом доме стало еще уютнее.