… а вполне конкретные сувениры, пригодные не только для оживления воспоминаний о городах и странах, которые ты посетил во время отпуска. Спички, конечно, нельзя повесить на стену в качестве картины, но ими можно пользоваться!
Когда-то рыбинское предприятие «Формат» по заказу кондитерской фабрики изготавливало красивые коробки для конфет. И однажды кто-то играючи положил в эту конфетную упаковку спичечный коробок.
— Лег он идеально, — вспоминает директор «Формата» Евгений Сергеев. — Ровно, без зазоров. Так у нас появилась идея выпускать тематические спичечные наборы.
Дальше идея начала развиваться. Появились наборы спичек, посвященные памятникам истории и культуры Рыбинска, космической тематике — с фотографиями российских космонавтов. Начали поступать заказы от музеев Москвы, Санкт-Петербурга. Затем «спичечная» идея воплотилась не только в полиграфических работах по изготовлению коробок и картинок, но и в производстве самих спичек. Не простых, а специальных: каминных длиной 17 сантиметров, газовых, охотничьих, незатухающих и даже брикетов долгого горения.
Сегодня на «Формате» два производства: спичечное и полиграфическое. На первом делают необычные спички.
— Закупаем древесину, наполняем спичку серой, — рассказывает Евгений Сергеев. — В итоге выпускаем готовое изделие для использования в походных условиях, для разжигания каминов, костров. А для сувенирных наборов спички закупаем в Череповце.
Тематические спичечные наборы «Формата» можно приобрести на многих туристических объектах России. География поставок — от Хабаровска до Питера. В основном заказчики — это музеи, экскурсионные объекты, туристические комплексы, все, кто заинтересован в наличии сувенирной продукции.
Постоянными партнерами «Формата» являются музейный комплекс Петергофа, Музей политической истории в Санкт-Петербурге, музей «Музыка и время» в Ярославле, базы отдыха и гостиницы. Даже в США есть спичечные наборы, произведенные в Рыбинске.
Сувенирная тема «Формата» раньше была более широкой. Когда-то предприятие выпускало наборы открыток, буклеты, календари. Но полиграфия как туристический продукт сегодня здесь практически заморожена. Причин того, что это направление бизнеса сегодня «Форматом» не развивается, достаточно много. Но основная — это недавнее приобретение недвижимости, которое заставило предприятие извлечь из финансового оборота серьезные средства. Зато сегодня площади, на которых размещается производство, находятся в собственности, а это дает возможность думать о перспективах.
Бренд «Формата» в полиграфии достаточно известен, и вполне возможно, что предприятие восстановит на сувенирном полиграфическом рынке утраченные позиции. Но пока директор считает, что концентрация возможностей предприятия на одном направлении более целесообразна.
Случайность в спичечном производстве «Формата» одна — это тот момент, когда коробок легко и просто лег в конфетную упаковку. Дальше была целенаправленная работа, которая включала и рекламу продукции, и участие в различных выставках. Вот, например, диплом
«Лучшая продукция предприятия малого и среднего бизнеса». Еще есть благодарственное письмо общества филуменистов — коллекционеров спичечных этикеток, коробков, самих спичек и других предметов, связанных со спичками. А изготовив однажды метровую спичку, «Формат» вошел в российскую Книгу рекордов Гиннесса.
— Эту спичку длиной один метр и весом один килограмм мы даже подожгли, — рассказывает Евгений Сергеев. — Всего их было три штуки, и мы изготовили для них спичечный коробок.
Впрочем, коробком эту коробку для спичек-гигантов назвать трудно. И представить себе массовый их выпуск даже для туристов тоже невозможно. Поэтому, потешив себя рекламой, сегодня «Формат» собирается участвовать в раскрутке рыбинской тематики. Например, организовать выпуск спичечных наборов с изображением различных видов рыб, которых можно ловить в Волге и Рыбинском водохранилище.
Но Евгений Сергеев мечтает о том времени, когда туристический бренд Рыбинска станет более обширным, и кто-то вспомнит, наконец, о том, что наш город был бурлацкой столицей.
— Перечитайте Гиляровского — это очень интересно, — говорит директор «Формата». — С бурлаками связано столько историй, легенд, воспоминаний. Нам даже придумывать ничего не надо — идея уже есть. Например, можно создать на территории Рыбинска туристический объект — бурлацкую деревню. Показывать туристам, как в позапрошлом веке делали лодки, как перегружали корабли, как таскали баржи. Интерактивный музей, где можно самому «поиграть» в бурлака.
Эта «бурлацкая» идея появляется в Рыбинске столь регулярно, что ее будущее вполне можно определить. Кто-нибудь однажды ее непременно реализует. И повалят в наш город туристы-экстремалы, желающие скинуть офисные костюмы, примерить босяцкие опорки, впрячься в бурлацкую лямку и протащить баржу по реке. Пусть метров сто, насколько сил хватит. Но впечатления от участия в этой игре останутся на всю жизнь.
О бурлаках Сергеев вспомнил не праздно. Будущее его предприятия связано с туристическим развитием Рыбинска. Сувенирная продукция «Формата» требует потребителя.
— Рыба, бурлаки, архитектурные достопримечательности — все это можно изображать на спичечных этикетках, интересных не только для коллекционеров, — считает Евгений Сергеев. — Спички — это не бесполезные магнитики на холодильнике, которые со временем перестают замечать даже хозяева. В конце концов, спичка в отличие от газовых и бензиновых зажигалок — экологически чистый продукт. И разжечь камин в доме или костер в лесу куда приятнее настоящим живым огнем. А уж если спичка упакована в коробок с изображением Рыбинска, воспоминания о нашем городе останутся у каждого его гостя.