новости 15 февраля 2018 11:19

Участники чужой войны

15 февраля в нашей стране отметят День памяти воинов-интернационалистов.

Этим людям выпала непростая судьба – они принимали участие в военных конфликтах на территории иностранных государств, добровольно или по приказу страны поддерживали дружественные политике СССР режимы. Наш земляк, участник общественной организации «Доблесть, Отвага и Честь», штурман Николай Кукушкин до сих пор помнит, как встречали советских летчиков жители Анголы, как не раз попадал под обстрел их самолет.

 Ан-12В штурманы – для самодисциплины

— С детства я любил заниматься спортом, но иногда ленился, не мог себя заставить даже утреннюю зарядку сделать. Поэтому решил, что нужно приучаться к дисциплине, которую может дать только военный вуз. В результате поступил в Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов, — с улыбкой рассказывает о начале своей карьеры ветеран, участник боевых действий в Анголе Николай Кукушкин.

В конце семидесятых годов молодой штурман получил распределение в отдельный военно-транспортный авиационный полк радиоэлектронного противодействия, базировавшийся в одном из литовских городов. Неоднократно летчик принимал участие в учениях, проводимых ВВС страны, проверках систем противовоздушной обороны.

В ноябре 1985 года в отдельный военно-транспортный авиационный полк Забайкалья, где он служил, пришло указание о начале подготовки экипажей для выполнения интернационального долга по оказанию помощи Народной Республике Ангола, в которой шла гражданская война.

— Буквально несколько дней спустя по телевидению сообщили, что на территории Анголы был сбит советский военно-транспортный самолет Ан-12. В катастрофе погибли все пассажиры и экипаж. Это известие поразило нас и заставило пересмотреть подход к подготовке, ведь до этого полеты в Анголе выполнялись по обычной схеме, без учета опасности ракетной атаки с земли.

В итоге наш экипаж был направлен в африканскую страну первым из полка. Официально воздушных судов, как и военнослужащих военно-транспортной авиации СССР, в Анголе не было, мы числились представителями гражданской авиации, Аэрофлота, — рассказал Николай Александрович.

О первом перелете над Сахарой он вспоминает с особым чувством. Путь над пустыней и джунглями длился семь часов. Визуальных ориентиров не было, а наземные радиотехнические средства навигации почему-то не работали. Когда наконец показались огни гвинейского аэропорта Конакри, летчики вздохнули с облегчением.

— Здесь нас встретили советские представители   и сразу же забросали вопросами: «Вы куда пропали, где болтались? Мы ждали вас часов на 5 раньше, но никак не ночью. Уже все переволновались!». И еще: «Ребята, нет ли у вас буханки нашего черного хлеба да хвоста селедки? Так мы соскучились по привычной еде! Тут все бананы да кокосы, надоели уже». Селедки у нас не нашлось, а хлебом, конечно, поделились, — продолжает Николай Кукушкин.

В жарких краях нашего земляка больше всего поразили местные жители. Несмотря на низкий уровень жизни, нехватку еды, люди не особо любили трудиться.

— Первое, что бросилось в глаза — это их неторопливые движения, в отличие от нас, они никогда и никуда не спешили. Пожалуй, единственная общая с нашими соотечественниками черта – любовь к халяве. Помню, как аборигены выстраивались в очередь у самолета, когда летчики сливали отстой топлива. Нашим было не жалко, а для местных жителей налить себе бесплатного керосина – настоящее счастье, — вспоминает ветеран.

Долго раздумывать над различиями менталитетов молодому штурману было некогда, нужно было выполнять порученное задание в охваченной гражданской войной Анголе.НРА. Аэр Луэна. Ожидание вылета.

 Полеты под обстрелом

Ангольская Луанда, куда вместе с экипажем прибыл наш земляк, считалась жемчужиной Африки, но в разгар гражданской войны между тремя враждующими группировками город производил удручающее впечатление – он был грязным и опасным. У каждого советского летчика был пистолет Макарова, без оружия выходить на улицу было нельзя. Борт Николая Кукушкина в числе десяти других Ан-12 выполнял регулярные воздушные перевозки. Это был единственный способ снабжения удаленных от побережья и столицы территорий и населенных пунктов, контролируемых официальными вооруженными силами страны — ФАПЛА.

— Из Луанды мы перевозили рекрутов, из районов – раненых. Также переправляли гуманитарные грузы: муку, крупы, сгущенное молоко, мясо и рыбу, одежду и амуницию для вооруженных формирований, топливо. Словом, все, что необходимо для жизнедеятельности в осадном положении, ведь все дороги были под контролем партизанских формирований (УНИТА), которые минировали проезды, нападали на конвои и обозы. Это была очень странная гражданская война. Порой, особенно в сельских поселениях, из одной семьи часть мужчин забирали в правительственную армию, а других — принудительно в вооруженные формирования противников, — рассказывает Николай Кукушкин.

Каждый полет требовал от него и его товарищей немалого мужества и высокого мастерства. Без этих качеств трудно было бы выбраться из сложного переплета, в который они попали на аэродроме Куито-Квановале. Этот горный объект является одним из самых сложных для взлета и посадки – узкая 30-метровая взлетная полоса имеет очень существенный наклон, что требует от экипажа ювелирного владения техникой.

— Этот район был окружен конфликтующими войсками, которые не раз пытались захватить важный опорный пункт, обстреливали аэродром. Поэтому сюда отправлялись только самые подготовленные экипажи, и наш в том числе. В таких условиях разгрузка самолета производилась без выключения двигателей, чтобы в случае опасности выполнить взлет в течение 3-4 минут, а экипаж выстраивался вокруг, чтобы не пустить на борт посторонних. В один из таких полетов на Куито-Квановале мы попали под обстрел, пришлось экстренно набирать высоту и уходить.

Стреляли по нашему самолету и на аэродроме Луэна. Помню, мы только оторвались от полосы, как наблюдатель экстренно доложил: «Командир! По нам справа стреляют, трассеры летят!». Тот в ответ: «Продолжаем набор высоты! Осмотреть грузовую кабину!.. Никого не задело?». Чувствуем — двигатели работают нормально, управляемость без изменений. Борттехник доложил, что видимых повреждений не обнаружил, течи топлива и масла нет, все остались живы-здоровы. После посадки в Луанде и осмотра самолета мы обнаружили три пулевые пробоины в задней части фюзеляжа на уровне кабины экипажа, — продолжил ветеран.

На память о неспокойных буднях в Анголе у Николая Александровича осталась медаль «За оборону Куито-Квановале».

На вопрос, насколько оправданно было посылать наших соотечественников рисковать жизнью в чужой войне, он лишь заметил, что большая политика никогда не обходится без неоднозначных решений. В любом случае, если им с товарищами удалось кому-то помочь, то их экспедиция в Анголу была не напрасной.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме