Темы 21 декабря 2011 10:46

В Рыбинске закрыли вытрезвитель

Куда доставлять пьяных горожан?

1 августа в Рыбинске закрылся медвытрезвитель. Разработчики полицейской реформы оградили сотрудников органов внутренних дел от общения с гражданами, находящимися в опьянении.

«Это не наш профиль», -­ разводят руками высшие полицейские чины. «Пьяницам в больницах делать нечего», -­ с категоричным протестом выступают медики. Вопрос -­ куда теперь доставлять «никакашек»? ­ остается открытым.

Прошли те времена, когда слово «вытрезвитель» гремело ужасом в сознании советского человека. Попадание в его казенные стены грозило большими неприятностями на работе. Если удавалось отделаться штрафом без сообщения в отдел кадров «о визите», считай, повезло. А то и премии могли лишить, и даже с квартирной очереди снять.

«Собираемость в те годы составляла 100%. Мы жили за счет собственных средств», -­ вспоминает Сергей Сковородкин, в прошлом и.о. начальника медицинского вытрезвителя УВД Рыбинска и РМР. Он проработал в учреждении 18 лет и за годы службы насмотрелся всякого.

Пик популярности заведения пришелся на середину 90­х. Тогда через «бодрящие» казенные стены проходили около 11 тыс. человек. Для сравнения, в 2010 году ­ около 2600 человек. За 2011 здесь «отметились» 1111 горожан. Как будут справляться с его бывшими «клиентами» медики, Сергей откровенно недоумевает. С его точки зрения, проблема имеет три аспекта.

Во-­первых, кто будет усмирять буйных «пациентов»? Медсестры, врачи, охранники? Люди разные: кто-­то в неадекватном состоянии стихи читает, а кто-­то за нож хватается. Дебоширы и скандалисты ­ завсегдатаи вытрезвителей, и без физического воздействия порой не обойтись. Милиционеры практиковали короткий разговор: наручники за спину -­ и думать над своим поведением. Но неужели подобные «лечебные методы» придется осваивать работникам приемного покоя?

Во-­вторых, какую помощь окажут в больницах, когда человеку, по сути, нужно просто проспаться? И где, собственно, он будет это делать? На соседней койке в обычной палате?

В­-третьих, на каком основании пьяных людей должны вести в учреждения здравоохранения? Одно дело, когда человек отравился алкоголем и ему срочно нужна госпитализация. Или, заснув зимой на улице, он получил обморожение конечностей, или, упав, разбил себе лоб или сломал руку.

Таких пациентов  и раньше доставляли в больницы, где им оказывалась профессиональная помощь. Самостоятельно делать инъекции сотрудникам вытрезвителей запретили еще в конце 90­х. Но другое дело, когда товарищ просто перебрал и как результат лыка не вяжет.

Законных оснований для передачи его в руки медиков формально не существует. Логопед в этом случае ему не поможет. До реформы пьяных доставляли в вытрезвители по статье КоАП, которая устанавливает административную ответственность за появление в общественных местах «в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство».

Больницы как высокоморальные институты законодательно не утверждены. Таким образом, придя в сознание, гражданин может и возмутиться нарушением своих прав и свобод, за что ему еще придется и заплатить. Или не придется? Ночь в вытрезвителе в последние годы стоила 200 рублей. Но медицинская помощь при наличии полиса должна оказываться бесплатно, поэтому, насколько обоснованно будет выставление счета «за услуги» — ­ большой вопрос.

Кроме того, сами сотрудники полиции признаются, возиться с пьяными им теперь нет никакого резона. Галочку за них отныне не поставишь. Если раньше количество доставленных в вытрезвитель граждан отражалось в показателях, то теперь сотрудники органов внутренних дел в этом случае просто работают «такси». И пусть де­-факто они занимались охраной правопорядка, официально -­ впустую теряли время.

По мнению Сергея Сковородкина, в больницах нет тех условий, которые необходимы для содержания «синего» контингента. Более­-менее близки к «идеалу» психиатрические клиники. Там, по крайней мере, есть медбратья.

… «Вы меня, врача, спрашиваете, куда девать пьяных? В больницах им точно не место!» ­- негодует главный специалист департамента здравоохранения Ирина Барышева. По ее словам, проблема с «правоприемниками» вытрезвителей до сих пор не решена в масштабах страны.

«Вопрос действительно открытый. Людей в состоянии сильного алкогольного опьянения, нуждающихся в медпомощи, привозили и будут привозить в лечебные учреждения. Но их единицы. А вот подавляющему большинству пьяных в больницах делать нечего. Они могут причинить вред как себе, так и быть опасными для окружающих. По сути, им нужно просто проспаться, но это не причина для госпитализации», ­ — прокомментировал ситуацию замдиректора департамента здравоохранения Константин Ветров.

Медики против того, чтобы превращать больницы в пункты «передержки». Вариантов решения проблемы предлагалось несколько, но ни один из них до сих пор не утвержден окончательно. Так, обсуждалась возможность «доставки тела» домой силами сотрудников полиции. Предполагалось, что правоохранители довезут перебравших граждан до подъезда и выставят счет за «пассажирские перевозки». Каким образом будет происходить расчет с «недвижимостью», не сообщается.

На местном уровне рассматривался вариант создания  в городе ночлежек для бомжей, людей, вернувшихся из тюрем и колоний, и тех, кому просто некуда идти. В такие заведения могли бы привозить и пьяных, тем более что в последние годы средний портрет посетителя вытрезвителя приближается к портрету асоциальной личности.

Залетные горожане из числа приличных, по данным Сергея Сковородкина, встречаются все реже. Развитый рынок такси делает свое дело, пусть «на рогах», но рыбинцы едут домой. А вот изрядно перебравшие женщины  -­ уже почти норма.

Работники вытрезвителей со знанием дела говорят, лучше пусть привозят десять мужиков, чем одну даму. Слабый пол не только эмоциональнее, но и выносливее, поэтому скандалить может всю ночь напролет, не снижая при этом уровня громкости.

Однако пока создание временных приютов находится на стадии идей. Поиск «наследника» продолжается. Пока МВД проинструктировало сотрудников полиции так: если человек находится в состоянии легкой или средней степени опьянения и не нарушает общественный порядок, полицейские должны сопроводить его до дома ­- в этом заключается одна из форм социальной помощи, оказываемой населению стражами порядка.

Дебоширов же доставят в отделы внутренних дел для дальнейших разбирательств. Граждане в состоянии сильного опьянения — ­ потенциальные пациенты медицинских учреждений. Как полицейские будут определять степень опьянения ­- на вид или на запах ­- не уточняется.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме