23 января в «Независимой газете» была опубликована статья Владимира Путина под названием «Россия: национальный вопрос». Заявление главы российского Правительства, посвященное столь важной и живой теме, само по себе является приглашением к широкой общественной дискуссии. Тем более что в материале затронута не только острая проблема межнациональных отношений, но и все вытекающие из нее аспекты общественной жизни, самосознания и культуры жителей многонационального государства.
Кому-то сегодня может показаться, что национальный вопрос для нас, жителей Ярославской области, мало актуален либо не актуален вовсе. Но такая точка зрения для любого россиянина с активной гражданской позицией является, по меньшей мере, безответственной, недальновидной и в целом ущербной. Ведь и наш регион, и каждый его житель — часть огромного, единого, мультикультурного и многонационального государства. Какие-либо события, произошедшие в других областях, при нашем равнодушии и бездействии могут аукнуться и у нас. И уж само собой, что мы не может игнорировать откровенно безумные заявления вроде таких: «А давайте отдадим Сибирь Китаю, Сахалин — Японии, Карелию — Финляндии». Мы как сознательные граждане должны высказать на этот счет свою твердую и решительную гражданскую позицию. Должны присоединиться к конструктивному большинству, выступающему за незыблемость и целостность нашей державы и принципов, на основе которых она развивается. Должны консолидироваться вокруг сильной и авторитетной власти, которая должна стать гарантом этой целостности и стабильности.
Показательно, что отклики на статью Путина поступали практически сразу же после публикации, и в обсуждение активно включились рыбинцы самых различных возрастов и занятий. Сегодня мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с некоторыми точками зрения по состоянию и перспективам развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
Наталья Коптелова, учитель русского языка и литературы лицея №2:
— В целом в России вопросы национального самосознания, толерантности, сосуществования разных культур, вероисповеданий, которые поднял в статье Владимир Путин, актуальны. Возможно, мы в Рыбинске, где ситуация достаточно спокойная, этого не осознаем. В русской нации столько всего намешано, вряд ли мы вообще найдем «чистокровного» русского.
В России испокон веку встречали всех, кто приходит к нам с миром, хлебом-солью, без всякой вражды. Это действительно удивительный феномен! У нас в школе учатся дети разных национальностей, это заметно хотя бы по именам, но неприязни нет, как нет разделения по национальному признаку. Да и что нам делить? Межнациональную рознь искусственно разжигают те, кто с помощью подобных провокаций пытаются сорвать политические дивиденды.
Я согласна с Путиным, что нужно вернуть России отношение к гуманитарному знанию, искусству, литературе, русскому языку как к основе нашей нравственности. Ведь понимание человечности, милосердия, веротерпимости идет от культуры.
Идея сформировать список из 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник, не лишена смысла. В первую очередь, я считаю, сюда должна войти классика 19 века. Пушкин, самый светлый и принимаемый детьми автор, Лермонтов, Толстой, Достоевский — вот где стоит искать потенциал нашей духовности. Наша беда в том, что мы, русские, сами плохо понимаем себя и не ценим. Важному умению уважать себя учат повести Лескова — это к вопросу о национальном самосознании. А для того чтобы воспитать в себе умение слушать и слышать других, которого нам не хватает, почитайте книги Чингиза Айтматова, Юрия Рытхэу — невероятно красивая, глубокая литература!
То, что премьер-министр сегодня затрагивает такие трудные, болезненные вопросы национального самосознания и сосуществования разных культур и религий, дорогого стоит. Народ, которого лишают национальной культуры, умирает в третьем поколении. И наша важнейшая задача, очерченная и премьером, — не потерять российской самобытности, которая в основе своей имеет многонациональную, разноперую культуру.
Галина Михайлова, сотрудница Рыбинского музея-заповедника:
— Проблема формирования исторического сознания актуальна сегодня, наверно, как никогда. Если раньше знания по истории, мы черпали из книг, исторического кино, то сейчас люди все больше отвыкают от чтения, а качественных фильмов, посвященных каким-то событиям отечественной истории или выдающимся личностям, очень мало. Единственный федеральный канал, который удовлетворяет потребностям тех, кто интересуется историей, искусством, — «Культура». Но этого явно недостаточно.
Фильмы, которые снимают сегодня и выдают как «исторические», объединяет одна общая беда. Точные, однозначные факты часто искажается до неузнаваемости (я не имею здесь в виду художественный вымысел, без которого не может быть фильма). Возможно, это происходит по той причине, что авторы изначально обращаются к недостоверным источникам. К таким ненадежным «авторитетам» относится и Интернет, столь любимый молодежью.
Школьники, которые приходят в музей, нередко вообще не ориентируются в историческом процессе, путают войну 1812 года с Великой Отечественной. Интерес к истории у детей, а значит, и любовь к родной стране, к ее ценностям нужно начинать развивать даже не в школе, а еще раньше — в семье, на рассказах бабушек, дедушек, прадедушек. Параллельно нужно заниматься этим на уровне государства, оно не должно самоустраняться из процесса. Если власти наконец станут уделять больше внимания историческому воспитанию граждан через кинематограф, телепередачи, это, безусловно, оздоровит общество.
Лема Шапиаев, зампредседателя областной общественной организации чечено-ингушской культуры «Вайнах»:
— Актуальна ли проблема национальных отношений для меня? Вопрос неоднозначный. За все время, что я живу в России, а это тридцать лет, я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы в общении с русским человеком было оскорблено или унижено мое национальное чувство. Это с одной стороны, а с другой — я постоянно слышу, как по телевидению, в СМИ искусственно разжигают рознь между народами, хотят нас поссорить, преследуя свои низкие цели. Вот в этом я вижу проблему.
В нашей стране живут тысячи национальностей, люди разных традиций и конфессий. В чужой монастырь не следует идти со своим уставом, навязывать свои идеи, нужно уважать национальную культуру государства, в котором живешь. Я считаю, что если представители национального меньшинства начинают жаловаться на политику русского народа, это большой грех. Давайте называть вещи своими именами. Сравним две цивилизации — русскую и американскую. Когда европейцы пришли на американский континент, они, по сути, уничтожили самобытность коренных народов, их культуру, язык, подмяв под себя. В России история складывалась совсем иначе. Народности Сибири, Кавказа, Азии многим обязаны именно русским — письменностью, развитием и при этом сохранением своих корней, национальной идентичности. Мы многим обязаны русским как «градообразующей» нации и должны дорожить этим, не теряя при этом своего достоинства.
В такой многонациональной стране, как Россия, национальному вопросу должно уделяться внимание на государственном уровне. Но, на мой взгляд, национальный вопрос в России касается не только малых народов, но прежде всего самой титульной нации. В статье Путина упор как раз сделан на формирование русского национального самосознания. Это важно сейчас, ведь посмотрите: именно по русскому большинству больнее всего бьют процессы интеграции с Западом. Разрушаются корни народа, навязываются чужие ценности, а свои забываются. Это лишает народ свободы. Вместе с тем, есть хоть один канал, прославляющий ценности, культуру, обычаи русского народа? Тогда как практически у всех других народов, составляющих Российскую Федерацию, такие национальные каналы есть.
Миграция — еще один актуальный вопрос, на котором заострил внимание Владимир Путин. Сейчас в Рыбинске живут около 20 чеченских семей, у которых есть регистрация. Важно, чтобы приезжие жили по законам, установленным в России. Это основа порядка.
У православных и мусульман больше общего, чем различий. Наши религии мирные, они учат основам нравственности, дружелюбию, взаимоуважению, семейным ценностям, почитанию старших. Не хватит газетной страницы, чтобы перечислить все, что нас объединяет.