«Меня как покупателя удивляет в супермаркетах непонятная ситуация с ценниками. Однажды я взяла пачку сосисок по цене 176 рублей за упаковку в 640 г, думая, что на ценнике указана цена за кг продукта, как это делается в других магазинах. Взяла и мороженое. В витрине-холодильнике их было три наименования и всего один ценник — 8 р. 60 копеек. Решила, что все три вида стоят одинаково. Однако на кассе выяснилось, что все не так. Мороженое пробили по цене 16 рублей 80 копеек. А сосиски стоят почти на сто рублей дороже. Администратор зала пояснила: на ценнике указана цена за упаковку, а стоимость килограмма сосисок — 270 рублей. Зачем же ставить психологические ловушки на покупателя? Разве нельзя вместе с ценой за упаковку товара, указать и стоимость за кг? Еще и еще нюанс: в чеке на кассе цена за кг тоже не указывается. Если это не обман, то что же?». (Николаева В.)
Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не столкнулся с ситуацией, в которую попала наша читательница: в магазине берешь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе он пробивается по другой цене, в основном завышенной.
Как правило, продавцы объясняют несоответствие цены на ценнике и на кассе тем, что якобы администратор не успел поменять ценник в зале, а в компьютер кассы уже внесена новая стоимость, при этом сердобольно разводят руками: мол, ничего поделать с этим нельзя.
Как разрешить данную ситуацию? Кто прав? И надо ли платить дороже?
Конечно, продавцы лукавят. Они делают упор на то, что пока товар не куплен, он — собственность магазина, а такие слова, как «переоценка», «забыли поменять» и «не хотите — не покупайте», вроде как снимают с них ответственность.
Но нет, не снимают! Будь на месте вас проверяющий из Роспотребнадзора, магазин поплатился бы серьезным штрафом за столь грубое нарушение правил торговли. Фактически магазин нарушает Закон о защите прав потребителей: покупатель должен заплатить за товар цену, указанную продавцом на ценнике.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный правильный выбор. П. 2 ст. 10 уточняет: среди таких сведений должны быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара.
Еще один документ, который порой грубо нарушается, — Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Согласно п. 19 Правил каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником, на котором должны быть разборчиво указаны наименование продукции, сорт, цена за вес или единицу.
Поэтому никакие объяснения о забывчивости поменять ценники или другой партии товара не могут стать основанием для покупки по завышенной цене. В ситуации, когда кассир уже пробил чек, деньги уплачены, а после этого вы обнаруживаете, что истратили больше, чем планировали, вы также имеете все законные основания потребовать возврата излишне уплаченной суммы или обменять товар на деньги.
При этом следует ссылаться на статью 12 Закона «О защите прав потребителей». Так что проверяйте чеки, не отходя от кассы.
Третий документ, который исключает подмену цены, — это Кодекс РФ об административных правонарушениях, в частности статья 14.7. Согласно ей предоставление недостоверной информации о цене товара — прямой обман потребителей.
Если магазин отказывается продавать вам товар по указанной цене, возвращать разницу и уплаченные деньги, требуйте жалобную книгу и подробно изложите ситуацию, что вам был пробит товар по неправильному ценнику.
Если вам отказано в предоставлении книги, обращайтесь с письменной жалобой в Роспотребнадзор и в организацию по защите прав потребителей. В качестве доказательства нарушения могут быть свидетельские показания, изложенные в жалобе и подписанные самими свидетелями, фотографии ценника и чека.
По вашей жалобе будет проведена проверка магазина и выписан административный штраф на основании статьи 14.7 КоАП. Администрации магазина неправильные ценники обойдутся в 10-20 тыс. руб., а его работникам — в 1000-2000 руб.
Более того, если Роспотребнадзор выяснит, что ценник на витрине не соответствует цене в накладной, на самом ценнике нет росписи ответственного лица, отсутствует печать, нет точной информации о продукте и даже на рекламных ценниках нет печати и росписи, администрация магазина будет оштрафована на очень приличную сумму.
Есть нюансы с весовым товаром, расфасованным в заводскую упаковку, его развешивают в магазине. Производитель снабжает товар специальной этикеткой, на которой указывает не только свое название и наименование продукта, но и вес упакованного товара. И задача продавца — снабдить его ценником с указанием стоимости за кг.
Если же продавец сам фасует товар, то каждый пакет, упаковка также должны содержать вкладыш или этикетку с указанием цены за килограмм продукта и стоимости отвеса.
Что касается указания в чеке цены за килограмм. Продавец вправе не указывать стоимость кг весовых изделий в чеке.
Что должен содержать чек: