Отчего люди летают, как птицы? Ответ мы нашли в Рыбинском аэроклубе
Рокот мотора, напоминающий звук двигателя грузовика, мягкий разбег по траве — и старичок Ан-2 медленно поднимается в голубую высь на стальных крыльях, нагретых солнцем.
Сейчас любимица рыбинского аэроклуба «Аннушка», как и ее «напарник» спортивный «Яшка», рассекает в облаках не так активно, как раньше. Времена для аэроклуба не самые легкие.
Появился он еще в начале 30-х. Тогда подобные клубы создавались по всей стране. Огромное поле площадью 180 га возле поселка Кстово расчистили рыбинские комсомольцы, они же построили на нем аэродром Южный. Вскоре в ангаре появилось два учебных самолета У-2 и 25 комплектов лучшего по тем временам летного обмундирования, приобретенные Рыбинским авиамоторным заводом им. Павлова, ныне ПАО «ОДК-Сатурн».
Клуб быстро встал на крыло. Путевку в жизнь получили тысячи летчиков, планеристов, парашютистов. Уже в советское время отсюда путь в космос начал наш земляк Алексей Овчинин.
Трудности начались с распадом Союза. Министерство обороны почти перестало финансировать аэроклуб. Таковы судьбы 90 процентов всех региональных аэроклубов страны, похожие как два крыла одного самолета. Зарабатывать на жизнь приходится самим.
В 2012 году клуб, говоря на языке летчиков, вошел «в штопор», и покорители небесной стихии в Рыбинске вообще рисковали остаться без неба. Но они сумели-таки отстоять родную стихию. Было много красивых обещаний о поддержке клуба и его развитии, менялось руководство.
А этим летом временно исполняющим обязанности директора организации назначен старший инструктор по парашютной подготовке Константин Можаев. Молодой, амбициозный и искренне болеющий за то, чтобы клуб, наконец, стал развиваться.
Новый руководитель, сам пришедший в клуб в далеком 1994 году тринадцатилетним мальчишкой, настроен оптимистично:
— Пока в авиаклубе есть те, кто искренне любит самолеты и небо, кто реально готов помогать, чем может, и бороться до конца в любой ситуации – мы не пропадем.
Константин мечтал о небе с детства – забирался на водонапорную вышку и, затаив дыхание, с щемящей сердце завистью наблюдал, как кружат самолеты и с хлопком раскрываются купола парашютов. Да и старший брат-парашютист всегда был примером.
— Всего у меня 750 прыжков – это немного, — рассказывает Константин. – В 90-х порядок изменился: хочешь летать и прыгать – плати. Чтобы показать результаты, спортсмены должны совершать по триста тренировочных прыжков в год, выезжать на сборы и соревнования.
Сегодня коммерческие прыжки – основной источник дохода для клуба. Одиночный прыжок обойдется в 3200 рублей, воздушная прогулка с инструктором – около 5 тысяч. Страховка в стоимость включена. На постоянной основе в аэроклубе занимаются 15 человек. Разумеется, для них установлена минималка — 800 рублей за прыжок.
— Ощущения от небесных просторов – не передать словами, — говорит старший инструктор. – Это стоит прочувствовать. Незабываемые минуты остаются на всю жизнь, а порой круто меняют ее. Небом можно «заболеть». Нередко те, кто побывал под куполом однажды, возвращается за адреналином снова.
Особенно нравятся прыжки молодым людям. Свободные, активные они приезжают в аэроклуб, чтобы испытать новые эмоции, драйв и кайф. Хотя это не чуждо и людям постарше. Например, в прошлом году в рыбинском небе парил 80-летний француз. Уже не первый год иностранцы целенаправленно приезжают на Южный полетать.
Самые опытные рыбинские парашютисты к прыжкам готовы в любое время и всегда помогают осуществить мечту увидеть Рыбинск с высоты птичьего полета.
— Наша техника проверенная и не подводит, — говорит Константин. – Большую роль играет человеческий фактор, по статистике несчастные случаи происходят во время приземления. К счастью, у нас их нет. Страх? Испытывать чувство страха в момент отделения от самолета – абсолютно нормально. Плохо, когда его слишком много или нет вовсе. Но наши специалисты — настоящие асы, у них все под контролем.
Константину досталось трудное хозяйство. Из пяти пилотажных самолетов половине требуется текущий и капитальный ремонт. Ветшают здания, люди работают на энтузиазме. Дефицит финансов таков, что приходится выбирать – заплатить зарплату сотрудникам или погасить часть многомиллионных долгов за коммуналку и аренду земли.
— Денег здесь не водится, — говорит Константин. — В долговой яме клуб находится последние лет пятнадцать. Даже если мы будем отдавать все заработанные деньги в течение трех лет, все долги не покроем.
Сам по себе парашютный спорт – удовольствие дорогое. Один только парашют стоит около 250 тысяч рублей. Каждые пятнадцать лет его нужно менять. Поднять самолет в воздух с учетом оплаты работы обслуживающего персонала стоит 12 тысяч рублей. Это при том, что заправляют крылатые машины не высокоэтилированным авиационным топливом, а обычным 92-м автомобильным бензином, который вдвое дешевле. С таким топливом свечи горят быстрее. В самолете их 18 штук, каждая по 2 тысячи рублей. Арифметика простая.
— Нужно укомплектовывать учебные классы, — продолжает о проблемах Константин. — У нас огромные счета за электроэнергию в шести зданиях – отопления там нет, а люди работают. В двух корпусах нужно устанавливать пожарную сигнализацию — это 200 тысяч рублей. Штраф за то, что ее нет,– 70 тысяч. Так что выгоднее сделать. Вообще выгоднее все делать своевременно и правильно.
Для начала Константин поставил задачу сделать аэроклуб самодостаточным.
— Нужно как-то решить это уравнение, где почти все неизвестные, — улыбается Константин. — Перестать копить долги — текущие платежи нам вполне по силам. За свою работу сотрудники аэроклуба должны получать нормальную зарплату, тогда и стимул будет трудиться с полной отдачей. Нужно подтягивать новые силы.
Надежда, что аэроклуб вновь во всю ширь расправит крылья, есть. По словам Константина, готовность помочь высказывают многие. Главное, чтобы обещания не остались парить в воздухе, как «Аннушка» и «Яшка».
— Всегда нужно верить в хорошее, — убежден руководитель. — Рыбинский аэроклуб – это серьезная школа жизни для молодежи. Хочется рассчитывать на то, что государство не останется в стороне. Ну а мы не подведем!
Даже боязнь высоты не смогла корреспонденту «РИ» помешать сесть в «Яшку» и подняться на триста метров над Рыбинском.
Взлетать было страшно. Но деваться некуда – как только колеса самолета оторвались от земли, мандраж сменил восторгом. Такая красотища вокруг! Под крылом самолета Рыбинск оказался неожиданно зеленым – просто море зелени, разрезанное красавицей-Волгой. Мелькают церкви, заводы, стадионы, дома… Как на картинке. Сконцентрироваться на чем-то одном невозможно, но в этом весь кайф – видеть все сразу.
Сделав круг, снижаем высоту, в считанных сантиметрах пролетаем над «взлеткой» и… заходим на второй. Эмоции зашкаливают. Снова это приятное «уууххх». Сели мягко – «Яшка» не подпрыгивает и не трясется. Отличная крылатая машина.
Теперь я понимаю тех, кого всегда тянет в небо. В него просто невозможно не влюбиться. Его всегда будет мало. Эти 15 минут полета отпечатались на всю оставшуюся жизнь. При первой же возможности полечу, не раздумывая, а может, и с парашютом прыгну!